Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия





Триоди древнейшей традиции
08.11.2010
Автор: Тутолмина С. Н.

Византийские и славянские нотированные Триоди древнейшей традиции

Проблема соотношения византийской и славянской богослужебных певче¬ских традиций является одной из основополагающих в музыкальной медиеви¬стике и рассматривается многими русскими и зарубежными учеными. Среди отечественных исследователей следует особо отметить Д. Разумовского , И. Воз¬несенского , К. ПападопулоКерамевса , А. Преображенского , Н. Успенского , а также наших современников З. Гусейнову , И. Лозовую , Г. Алексееву , М. Школьник . Среди зарубежных византологов значительный вклад в изучение связей византийской и славянской литургической музыки внесли К. Хёг , Р. Паликарова-Вердейль , М. Велимирович , Д. Стефанович  и Н. Шидловский.

Продолжение...
 
Преподобный Варсонофий Оптинский
08.11.2010
Автор: Иеромонах Лазарь (Гнатив)

Преподобный Варсонофий Оптинский и музыкальная культура

История Церкви Христовой, история монашества преисполнена многочисленными примерами подлинного православного подвижничества, являющего миру и доныне нетленную красоту евангельской истины. Тем не менее, новейшее время знает, пожалуй, немного примеров такого соприкосновения святости с миром, аскетической дисциплины духа с душевными стихиями, какое было явлено «внешним» (1 Тим 3:7) оптинскими старцами.

Продолжение...
 
Печать антихриста и число зверя
05.11.2010
Автор: Священник Дионисий Лобов

Толкования на Апок 13:16–18: Святоотеческое понимание «печати антихриста» и «числа зверя» 

Священное Писание повествует о конце мира в лаконичной и прикровенной форме. Из книг Ветхого и Нового Заветов мы узнаем о действительности светопреставления; о признаках приближающегося конца; об окончательной победе над сатаной и его царством после Второго и Славного Пришествия, которым ознаменуется конец этого мира и начало «новых неба и земли».
Судьбам мира посвящена последняя книга Нового Завета — Откровение св. Иоанна Богослова или Апокалипсис. Эта книга входит в новозаветный канон с самого раннего времени (она упоминается в «Мураториевом каноне», у Тертуллиана, Мефодия Олимпийского, Евсевия Кесарийского и других ранних авторов).

Продолжение...
 
Религиозное обращение
05.11.2010
Автор: Антонов К. М.

Проблема религиозного обращения в работе С. Л. Франка «Крушение кумиров»

Как любой исторический феномен, русскую религиозную философию можно рассматривать с разных точек зрения. Ее можно рассматривать как часть истории философии, как часть истории России, наконец, как часть истории Церкви. Последнее возможно потому, что она стремилась выразить и описать бытие и сознание верующего человека. Точнее сказать — в ее основе лежит опыт человека, обратившегося к вере. Именно через феномен обращения связаны история русской философии и история Русской Церкви.

Продолжение...
 
Владимир Соловьев
05.11.2010
Автор: Василенко Л. И.

Софиология Владимира Соловьева, видения Дамы и его стихи

Вл. Соловьев был, как известно, не только философом, но и поэтом и визионером. Его софиология непосредственно связана с мистическим опытом тех видений некоей Дамы, которые с ним случались, по меньшей мере, три раза в жизни. Соловьев придавал им весьма большое положительное значение и не сделал их предметом критической оценки. Такую оценку сделали потом другие, и, что примечательно, даже такие столь разные духовные писатели, как о. Георгий Флоровский и о. Александр Мень, пусть каждый выражал это посвоему, но в общем сходились в том, что явления этой Дамы были его личным искушением.

Продолжение...
 
Древнерусская письменность
05.11.2010
Автор: Михайлов П. Б.

Наследие каппадокийцев в древнерусской письменности

В отечественной науке широко распространено мнение о том, что на ранних этапах русской истории культурный потенциал русского народа находился на весьма низком уровне. Так, выдающийся ученый Е. Е. Голубинский в своей многотомной работе по истории Русской Церкви утверждал, что в домонгольский и даже московский периоды «…просвещением нашим было …при совершенном отсутствии всякого действительного просвещения или научного образования одна простая грамотность, одно простое умение читать».

Продолжение...
 
Полемика с язычниками
05.11.2010
Автор: Аникеева Е.Н.

Полемика свт. Василия Великого с языческими философами и учеными.

В писаниях свт. Василия Великого прослеживается не только интерес к языческой мудрости, ее изучение, но также критика ее основ. Одним из главных сочинений, где про-водится полемика с языческими мудрецами, являются экзегетико-гомилетические «Беседы на Шестоднев».
Авторство свт. Василия в «Беседах на Шестоднев» никем серьезно не оспаривается. Как отмечает прот. Иоанн Мейендорф, в этих «Беседах» святитель излагает космология, используя «современные ему достижения человеческого познания» .

Продолжение...
 
Учение о Имени Божием
05.11.2010
Автор: Малков П. Ю.

Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием

Спор об Имени Божием, продолжавшийся среди представителей русского богословия на всем протяжении ХХ столетия, — область столкновения теологических и философских посылок, резких взаимных упреков сторон, анафем и обвинения друг друга во всевозможных ересях. При этом спорящие, как правило, упускают из внимания вопрос, являющийся здесь основным: какой из вариантов учения об Имени Божием в наибольшей степени соответствует церковному учению о спасении человека? Какой из подходов к разрешению этой проблемы дает нам более совершенную надежду на возможность нашего приобщения к плодам спасительной жертвы Христовой и достижению обожения?

Продолжение...
 
Музыкальные взгляды Амвросия Медиоланского
04.11.2010
Автор: Жданова А. Н.

О музыкальноэстетических взглядах свт. Амвросия Медиоланского

Отсчет эстетических концепций латинского средневековья начинают, как правило, с теории блаж. Августина, т. е. с V в. Тем не менее, правомерно предположить, что на многие неясные вопросы в эстетике блаж. Августина может пролить свет изучение эстетики свт. Амвросия, епископа Медиолана (г. Милан в Италии). Известно, что Августин считал себя учеником свт. Амвросия. Кроме того, представляется неизбежным, что Амвросий, прославившийся своими нововведениями в музыкальном оформлении богослужения, должен был руководствоваться при этом принципами эстетического характера.

Продолжение...
 
Валаам церковное пение
04.11.2010
Автор: Загребин А.В

Валаам: Островок русского церковного пения

Печальна история церковного пения в России за истекшие триста с лишним лет. Являясь ярчайшей чертой, характеризующей лицо Церкви и народа, оно отображало, иллюстрировало те процессы, которые происходили в Российском государстве. Став, фактически, отраслью музыки, церковное пение было подвержено постоянной смене стилей, «фасонов и фасончиков», происходившей в области светского искусства. К сожалению, к церковному пению было утрачено отношение как к Священному Преданию, которое требует тщательного и любовного сохранения.

Продолжение...
 
Церковно-певческая практика
04.11.2010
Автор: Духовская Т.Д.

Придворный обиход и его влияние на современную церковно-певческую практику

Обиход Придворной Певческой капеллы окончательно сфор¬мировался к 1869 г. и получил известность как «Обиход ЛьвоваБахметева». Эта публикация, отражавшая Петербургскую традицию церковного пения, с одной стороны, явилась некоторым результатом предшествующего развития церковной музыки, с другой, оказала весьма заметное влияние на последующую практику богослужебного пения в России. Именно это заставило нас подробнее обратиться к названной теме. Заметим, что в отечественной науке существует более чем вековая традиция обращения к этому вопросу. Он освещался в трудах прот. Д. Разумовского, прот. В. Металлова, А. В. Преображенского, И. А. Гарднера. Из современных исследователей он затрагивался в диссертации Н. Ю. Плотниковой. 

Продолжение...
 
Традиции старообрядчества
04.11.2010
Автор: Червякова Е. Г.

Архаическая система раздельноречного пения в традициях поморского старообрядчества

В практике старообрядцев поморского согласия сохранились многие элементы богослужебной системы древнего образца, в том числе традиция раздельноречного пения. В специальной литературе под раздельноречием понимается особая манера пения, в которой сохранена произносительная норма старославянского языка . Сам термин передает характеристику звукового образа архаической системы произношения: в отличие от современного русского языка в ней нет скопления согласных звуков — они равномерно чередуются с гласными. Также данный вид пения называют «хомовым» (от часто употребляющегося окончания аориста 1го лица множественного числа хомо) и «наонным» (то есть содержащим многократные повторы звука [о]).

Продолжение...
 
Традиции литургического чтения у беспоповцев
04.11.2010
Автор: Боровова Ж. А.

Традиции литургического чтения в общинах поморского беспоповского согласия

Рассмотрение традиций литургического чтения старообрядцев чрезвычайно интересно по ряду причин. В практике старообрядческих согласий беспоповского толка сохраняются особенности живого звучания церковнославянского языка, которые образуют систему литургического произношения, имеющую архаическое происхождение . В богослужении старообрядцев сохраняется древнейший пласт певческого искусства — чтение нараспев. Устный способ бытования распевного чтения предполагает наличие архаических интонационномелодических явлений.

Продолжение...
 
Писание и Предание
04.11.2010
Автор: Иеромонах Лазарь (Гнатив)

Крюковое письмо и старо или палеовизантийская нотация: к проблеме Писания и Предания

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим…
2 Фес 2:15
При осмыслении истории богослужебного пения на Руси вопрос о соотношении духовнолитургического наследия Византии и древнерусского певческого искусства является одним из ключевых, а попытка его решения порождала и порождает различные теории, часто противоположные друг другу. Одна из них утверждает абсолютный приоритет византийских гимнографических традиций и их полную ассимиляцию на протяжении всего средневековья . Другая основывается на превосходстве древнерусского национального элемента с самого возникновения церковного певческого искусства, на которое решающее воздействие оказала народная песенная культура.

Продолжение...
 
О литургике
31.10.2010
Автор: Рубан Ю. И.

Об одной литургиной интерполяции.

Даже беглое сопоставление современного греческого и славянского литургийных тек-стов показывает, что «самое крупное изменение текста в моменте эпиклезы представляет собою интерполяция тропаря Третьего Часа. Это литургическое нововведение, в сущности, очень позднего происхождения, разделило литургическую практику надвое. Греческая традиция этого тропаря не содержит, а славянская, введя его из чисто полемических соображений против латинян, сохранила до сегодня» . 

Продолжение...
 
Молитва о царе
31.10.2010
Автор: Протоиерей Валентин

Молитва о царе в православном богослужении

Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом…
1 Тим 2:1–3
…Бога бойтеся, царя чтите.
1 Петр 2:17

Продолжение...
 
Женское священство
31.10.2010
Автор: Третьяков А. В.

Женское священство в англиканской церкви

В 1948 г. в Москве состоялось Совещание Поместных Православных Церквей, на котором встал вопрос об англиканской иерархии. Резолюция Совещания постановила, что англиканская иерархия может быть признана действительной только в случае восстановления единства веры и исповедания между Православной Церковью и Англиканским сообществом (Anglican Communion). 

Продолжение...
 
Индийские космологии
31.10.2010
Автор: Аникеева Е. Н.

Основные черты индийских космологий и их антикреационистский характер

В силу того, что высшие принципы в индийских религиях — мокша, нирвана или Брахмансубстанция носят не личный, а безличный характер, эти принципы по своей сути оказываются гораздо ближе и родственнее плоти, материи, чувственному миру, чем тварь — к личному Творцу. Это со всей яркостью заметно в религиознофилософских формах индийских космогоний. 

Продолжение...
 
Религиозная культура
31.10.2010
Автор: Уколов К. И.

К вопросу о возможности построения типологии культур, исходя из религиозного принципа

Важно понять место православной культуры среди мировых культур, а вместе с тем и осмыслить художественное произведение, созданное в рамках православной культуры. Сформулируем более точно, что предполагается понимать под культурой. 

Продолжение...
 
Учение о сотворении человека
30.10.2010
Автор: Малков П. Ю.

Святоотеческое учение о сотворении человека по оброзу Сына Божия.

Под чертами образа Божия, дарованного человеку при сотворении Адама, святыми от-цами и учителями Церкви подразумеваются свободная воля, бессмертие души, царственное положение в мире, способность достигать нравственного совершенства, дар творчества, людская разумность, а также некие свойства, подобные чертам внутритроичной Божест-венной жизни. В современной православной литературе именно таким перечислением чаще всего и исчерпывается указание тех богообразных черт, что присущи человеку.

Продолжение...
 
Доказательства бытия Бога
30.10.2010
Автор: Лега В. П

О доказательствах бытия Бога

Вопрос о возможности доказательства бытия Бога всегда был одним из наиболее важ-ных в религиозной философии. О том, что эта проблема была известна задолго до появле-ния христианства, свидетельствуют различные античные источники — Аристотель, Цице-рон, Секст Эмпирик и др. 

Продолжение...
 
Евангелие на уроках истории
28.10.2010
Автор: Иви Светлана Валентиновна

Остромирово Евангелие на уроках истории в школе 

В школьной программе по истории за 10 класс в разделе «Культура Киевской Руси» определены следующие вопросы для изучения: «Создание славянской письменности Кириллом и Мефодием », «Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава»

Продолжение...
 
Христианская символика
28.10.2010
Автор: Старыгина Наталья Николаевна

Христианская символика в романе Б.А. Садовского «Шестой час»

Б.А. Садовской написал роман «Шестой час» в 1921 году, полно выразив свое восприятие русской революции, «точку зрения русского человека, глядящего на страшную революционную реальность сквозь призму православной историософии»1. Идеологическая концепция произведения реализована, прежде всего, в изображении противостояния двух миров: старого и нового, добра и зла, света и тьмы, консерваторов и революционеров. 

Продолжение...
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > В конец >>

Всего 24 - 46 из 121