Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика













Воспитание студентов
21.03.2011

Потенциал мышления и воспитание студентов

Автор: А. О. Филатова 

Как человек думает? Можно ли научить человека думать лучше, эффективнее, продуктивнее и точнее.

Проблемы мышления вызывают все больший интерес не только у философов, но и у психологов. С чем это связано? В.М. Розин справедливо полагает, что все больше усложняется мышление практически во всех областях деятельности и практиках. В результате для эффективной мыслительной работы мышление приходится планировать и программировать, а это одна из важнейших функций методологии. В свою очередь, усложнение мышления связано как с расширением спектра применяемых средств и методов, так и с необходимостью выбора той или иной познавательной, более широко мыслительной стратегии. Если, например, в XIX столетии естественнонаучный метод и подход считались главными, то в настоящее время наряду с ним широко используются гуманитарные и социальные мыслительные стратегии (дискурсы). Часто исследователь должен сам выработать стратегию и план мышления, по сути, совершенно новые. 

Продолжение...
 
Нравственность в современном обществе
21.03.2011

Нравственность как веление времени

Автор: В. К. Самохвалова 

Жуткий случай произошел недавно в Москве. Две школьницы затащили на чердак свою подругу, связали и ушли. Жертву отыскали уже окоченевшей. Отец погибшей, узнав подробности трагедии, позвонил в дверь квартиры, где жила одна из виновниц, вызвал ее и убил на месте.

Это событие можно оценивать в разных аспектах. Во-первых, в юридическом: имеет ли право любой человек, в первую очередь пострадавший, брать на себя функции закона?. Во-вторых, в социологическом: в любом обществе можно отыскать события такого рода, а иногда даже в виде обычая кровной мести. В-третьих, в психологическом – какие терзания может испытывать отец жертвы или родители убитой девочки, проклиная все случившееся. И, наконец, в нравственном допустимо ли оценивать жизнь как копейку, прибегая к высшей каре? 

Продолжение...
 
Проблема воспитания и образования
21.03.2011

Проблема воспитания и образования в трактовке к. Ясперса

Автор: Г. А. Новичкова 

Карл Ясперс – видный представитель экзистенциализма внес огромный вклад в разработку философии существования. В известной книге «Духовная ситуация времени» (1931) Ясперс затрагивает широкий круг философских проблем и размышляет о человеке, его месте в мире, о внутреннем и сокровенном в человеке, т.е. о его экзистенции о дeструктивной энергии масс, о политической некомпетенции лидеров. В книге дается характеристика социологии, психологии, антропологии и других наук о человеке. Ясперс, как широко мыслящего философа, волновал вопрос о современной ситуации, сложившейся в мире. Так как мир не окончательно таков, как он есть, человек надеется обрести покой уже не в трансцендентности, а в мире, который он может изменить, сделать его наилучшим, вера в возможность достигнуть совершенства на земле.

Продолжение...
 
Выражение духовного опыта
20.03.2011

Символ как выражение духовного опыта

Автор: Э. М. Спирова 

Символ призван сыграть особую и значительную роль в современном образовании. Кроме того, что символ всегда несет в себе определенное когнитивное содержание, в нем заложен также и духовный смысл. Поэтому раскрытие значений, относящихся к символу, всегда содержит и нравственную, и педагогическую цели. Лаборатория личностного роста разработала программу преподавания культурологии в альтернативном варианте. Существующие программы дают общие знания по этой дисциплине, пользуясь понятиями, рационалистическими соображениями, средствами абстракции. Это, разумеется, неплохо. Однако на факультете культурологии учатся будущие специалисты по туризму, которым порой трудно дается философская рефлексия. Им для их будущей работы хотелось бы получить конкретные, образные знания о содержании той или иной культуры. Высокий уровень абстракции их пугает, поэтому многие абитуриенты выбирают другие возможности. 

Продолжение...
 
Личностный рост
20.03.2011

Личностный рост как практическая проблема

Автор: П. С. Гуревич 

Лаборатория личностного роста Московского гуманитарного университета приступила к эмпирическому исследованию целого комплекса проблем, связанных с повышением эффективности обучения. На культурологическом факультете МосГУ изучаются возможности личностного роста студентов в процессе образования. Получены первые результаты эмпирического обследования. Но прежде чем познакомить с ними читателей, мы попытались внести ясность в некоторые теоретические вопросы. В предыдущих публикациях Лаборатории личностного роста были проанализированы концепции личности в трактовках русских философов (Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.П. Карсавина и др., западных мыслителей (М. Шелера, Э. Фромма), отечественных исследователей (Д.А. Леонтьева, В.М. Розина и др.

Продолжение...
 
ЕГЭ в высшей школе
17.03.2011

Единый государственный экзамен и высшая школа

Автор: В. П. Терехов   

В 2009 г. впервые прошел набор в вузы по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Он вызвал большие нарекания и много вопросов, в результате чего власти решили осуществить мониторинг его результатов. Мониторинг предстояло проводить по нескольким направлениям: внутрисессионное выборочное тестирование первокурсников с использованием контрольных материалов госэкзаменов, проверка корреляции (соответствия) результатов сдачи ЕГЭ, а также оценок, полученных на дополнительных вступительных испытаниях (право на их проведение в 2009 г. получили 24 вуза), с итогами первой сессии. 

Продолжение...
 
Этнография детства
16.03.2011

Материалы по этнографии детства в курсах гуманитарных наук

Автор: Л. Т. Соловьева  

На рубеже веков, когда процессы глобализации охватили практически все регионы мира, постепенно начинает возрастать противодействие им. Оно оказывается локальными сообществами и культурами, что позволяет исследователям говорить о нарастающей тенденции к «глокализации», которая все более определяет развитие современного мира (см. об этом: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008:452). Видимо, с указанной тенденцией связан и тот «взрыв этничности», который наблюдается в последние десятилетия.

Это нашло отражение во всех сферах нашей жизни — политической, идеологической, культурной и в том числе образовательной, потому что система образования не могла не отреагировать на ясно обозначившиеся общественные запросы. В настоящее время этнокультурный компонент — новый, но динамично развивающийся сегмент в нашей образовательной системе.

Продолжение...
 
Духовные ценности образования
16.03.2011

Этика и духовные ценности современного образования

Автор: Т. Ф. Кузнецова   

Глобализация как всемирный процесс социального развития оказывает существенное влияние не только на информационно технологические и хозяйственно-экономические стороны общественной жизни, но, что наиболее с нашей точки зрения значимо, определяет трансформации в мировой культуре, а следовательно образовании. Глобализация амбивалентна по отношению к культуре в целом. С одной стороны, она усиливает культурную гомогенность, которая проявляется в возрастании числа универсальных, присущих всему человечеству феноменов, к ним относятся образование, наука, спорт, определенные типы коммуникаций и др. В существующей литературе отмечается около 60 таких универсалий. С другой стороны, неверно понимать глобализацию как гомогенизацию культур.

Продолжение...
 
Игра как форма обучения
15.03.2011

Компьютерная игра как форма обучения студентов-психологов

Автор: А. А. Обознов 

Игра как форма обучения широко используется на разных ступенях образования. Основное психологическое преимущество этой формы обучения состоит в апелляции к потребности человека играть. Повсеместное внедрение компьютеров ставит вопрос о позитивных и негативных последствиях применения в образовании особого вида игр — компьютерных. Как показал ранее проведенный С.А.Шапкиным анализ зарубежных исследований, имеются большие возможности использования компьютерных игр на разных ступенях образовательного процесса, включая этап высшей профессиональной подготовки (Шапкин, 1999).

Продолжение...
 
Социально-психологическая подготовка к обучению
15.03.2011

Социально-психологическая подготовка к профессиональному обучению первокурсников как фактор повышения качества образования в высшей школе

Авторы: Т.А. Болдырева, Н.В. Васина, М.В. Капранова  

В статье обсуждаются результаты изучения мотивов и характеристик отношения к учебе студентов младших и старших курсов. Показана динамика мотивационных тенденций и их влияние на качество обучения. Предлагаются пути преодоления состояния психологической неготовности у студентов первого курса. Среди определенных и необходимых условий повышения качества образования (таких как уровень преподавательского состава, качество учебных программы, материальная база учебного заведения и т.п.), отбор студентов играет не маловажную роль. Социально-политические преобразования в России, связанные с демократизацией общества и построением его своеобразного экономического типа, вызвали к жизни новые тенденции в образовании.

Продолжение...
 
Система подготовки специалистов
15.03.2011

Система подготовки специалистов для учреждений детского отдыха и оздоровления

Автор: Л. В. Воронкова  

В статье рассмотрены предпосылки и пути развития сферы детского и молодежного отдыха, представлены обоснование и система подготовки педагогических кадров. Осознаваемые обществом, государственными структурами, педагогами-профессионалами изменения в детской и молодежной среде привели к необходимости координации условий по различным направлениям деятельности в интересах детства и молодежи. Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. С этой точки зрения представляют интерес действующие Федеральные программы «Молодежь России», «Дети России», целевые и ведомственные программы по обеспечению защиты прав детей и молодежи, гарантированности сохранения физического, психологического и социального здоровья подрастающего поколения нации.

Продолжение...
 
Система зачетных единиц
14.03.2011

Психологические проблемы организации учебного процесса в высшей школе по системе зачетных единиц

Автор: М.Е. Сачкова 

В статье рассматриваются основные психологические проблемы перехода Российского высшего образования к использованию для организации учебного процесса системы зачетных единиц (кредитов) на примере опыта работы направления «Психология» в РУДН. Одним из инновационных направлений работы в современной Российской высшей школе является переход к организации обучения по системе зачетных единиц (ECTS). Необходимость такой перестройки связана, прежде всего, с вступлением России в Болонский процесс, о чем говорится в приказе Министерства образования РФ № 215 от 29 июля 2005 года «Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц».

Продолжение...
 
Межличностные отношения в группе
14.03.2011

Исследование системы межличностных отношений в студенческой группе

Автор: М.Е. Сачкова 

Представлены результаты социально-психологического исследования системы межличностных отношений в учебных группах студентов 2 и 4 курсов. Показано, что студенческая группа имеет развитую статусную интрагрупповую структуру, включающую три выраженных статусных слоя: лидеры, аутсайдеры и среднестатусные члены группы. Характеристика внутригрупповых взаимоотношений дается в трех измерениях — социометрическом, референтометрическом и системе неформальной власти. В настоящее время социальные психологи проявляют большой интерес к проблеме изучения ученических групп в системе высшего профессионального образования. При этом многие авторы рассматривают группу студентов как совокупный субъект деятельности и общения. Так, К. М. Гайдар считает, что данный феномен связан с развитием перцептивных способностей учащихся и уже на втором году обучения студенческая группа становится полноценным субъектом взаимоотношений (Гайдар, 1994).

Продолжение...
 
Представления студентов о стране
14.03.2011

Представления российских студентов о своей стране

Авторы: Т. Г. Стефаненко, О. А. Тихомандрицкая, И. Б. Бовина, Н. Г. Малышева, Е. О. Голынчик

В рамках структурного подхода теории социальных представлений (Abric, 2001) исследуются представления студенческой части молодежи о России. Проверяются предположение о том, что Россия является одним из центров влияния в многополярном мире, а также о том, что представления о России кристаллизуется вокруг элемента «культура». Эмпирические результаты позволяют принять первое предположение, но не позволяют принять второе. Образ России, ее предназначение и судьба, ее место мире, взаимоотношения России и Запада — эти проблемы волновали не одно поколение русских философов и историков, среди которых — П. Я. Чаадаев, Н. О. Лосский, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и многие другие.

Продолжение...
 
Обмен знаниями в организации
14.03.2011

Социально-психологические факторы обмена знаниями в организации

Авторы: А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик 

 Введение: обмен знаниями в контексте социально-психологического исследования Наступление эпохи «экономики знаний», когда современные технологии, интеллектуальная собственность, знания и способности персонала, общая способность организации к обучению превращаются в основную форму активов — интеллектуальный капитал, выдвинуло на первый план новое научное направление в социальной, организационной и экономической психологии: психологические проблемы управления знаниями в группах и организациях. В поле зрения экономических и организационных психологов включаются новейшие феномены экономического поведения: интеллектуальное предпринимательство, поведение индивидуальных и корпоративных потребителей на рынках знаний, инвестиционное поведение на рынках интеллектуального капитала, конфликты по поводу интеллектуальной собственности и др.

Продолжение...
 
Образовательные задачи
14.03.2011

Образовательные задачи курса культурологии в техническом вузе

Автор: Е. А. Ботвинник

Опыт чтения общего курса по истории славян на отделении историко-культурного туризма и руководства дипломными работами показал необходимость
серьезного и углубленного изучения студентами как теоретических, так и прикладных курсов по культурологии, истории культуры и методологии изучения
культуры. Историко-культурный туризм — это специализация, которая призвана наполнить сухое фактическое историческое повествование рельефным, ярким
материалом, в которое активно включены материалы смежных дисциплин — этнографии, социальной антропологии, истории искусства, фольклористики.

Продолжение...
 
Современное историческое образование
07.03.2011

Культурологические аспекты современного исторического образования.

Автор: Л. В. Кузьмичева

Весной 2009 г. будут защищать дипломные работы первые выпускники созданного пять лет назад отделения Историко-культурного туризма Исторического факультета МГУ. Это 18 человек, из которых две студентки пишут дипломные работы под моим руководством. Весной 2008 г. они защитили свои курсовые работы. Темы дипломных работ моих студенток связаны с культурным и политическим контекстом русско-славянских связей в XIX–XX вв.: «Бока Которская в русско-черногорских отношениях ХVIII– XX вв.» и «Дубровник и Россия в ХVIII–XX вв». 

Продолжение...
 
Информационные технологии в обучении
20.02.2011
Авторы: А. В. Тихоненков, А. А. Туманов, М. Б. Туманова

Применение информационных технологий в процессе обучения

В настоящее время в системе Российского образования происходит модернизация учебного процесса за счет внедрения информационных технологий, открывающих новые возможности для формирования процесса обучения.
Использование новых информационных технологий приводит к необходимости осваивания и активного использования преподавателями возможностей существующих технических средств обучения, для которых разрабатываются мультимедиа материалы. 

Продолжение...
 
Поликультурное воспитание
18.02.2011

Актуальность и перспективы поликультурного воспитания в России

Автор: И. Б. Коложвари  

Статья «Актуальность и перспективы поликультурного воспитания в России» раскрывает необходимость целенаправленного введения в образовательный процесс в России поликультурного воспитания, а также, раскрывает возможности и перспективы поликультурного воспитания в России на примере такой формы дополнительного образования, как Ирландский Культурный Клуб. 

Продолжение...
 
Средства воспитания
16.02.2011

Язык как средство воспитания: опыт формирования коммуникативной компетенции студента

Автор: М. Б. Ясинская 

Вузовское обучение — это разновидность воспитания, и оно осуществляется разными путями и средствами, из которых в качестве важнейших должен быть назван язык. Трудно отрицать участие языка в процессе воспитания.

Язык остается ведущим воспитательным средством — и как инструмент учебно-научного взаимодействия, и как совокупность передаваемых информаций. 

Продолжение...
 
Самоопределение человека
15.02.2011

Динамика экзистенциального самоопределения маленького человека

Автор: В. В. Каблуков  

Обновление программы по русской литературе ХХ века ставит перед вузовским преподавателем серьезные проблемы. Так, тема «маленького человека» традиционно связывалась с «Шинелью» Н. В. Гоголя, а никак не с литературой советского периода, экзистенциальные мотивы допускались в зарубежной литературе и затушевывались в отечественной литературе. Изменился и список изучаемых авторов. Но некоторых из них вне названных образов и мотивов трудно даже представить, не только изучать. Рассмотрим с этой точки зрения один из примеров — драматургию Н. Эрдмана. 

Продолжение...
 
Ценностные ориентации молодежи
14.02.2011

К вопросу о ценностных ориентациях молодежи

Автор: И. Г. Биченко 

В Московском гуманитарном университете сложилась авторитетная научная школа социологии молодежи (И. М. Ильинский, А. И. Ковалева, Вал. А. Луков, Н. А. Селиверстова, Ю. А. Зубок, Д. Л. Агранат и др.). Среди проблем, изучаемых представителями этой школы значительное место занимает проблематика ценностей и особенно ценностных ориентаций молодежи. И это не случайно. Ценностные ориентации молодежи являются одним из особенно актуальных предметов изучения, поскольку, с одной стороны, они, через некоторое время, станут характерны для целого поколения уже взрослых людей, а с другой являются отражением жизненных ориентиров, существующих на данный момент.

Продолжение...
 
Воспитательные технологии
16.12.2010

Новые образовательные и воспитательные технологии в вузе как эффективные средства формирования языковой личности студента

Автор: К. Н. Кислицын

В последние десятилетия в России произошли глобальные изменения в области политики и экономики, науки и техники. Не могли они не коснуться и системы образования, в том числе, высшего. Произошедшие реформы были направлены на усовершенствование и модернизацию образовательного процесса, ликвидацию отставания в структуре управления системой образования, в частности, с точки зрения использования образовательных инновационных технологий.

Продолжение...
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > В конец >>

Всего 24 - 46 из 51