Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Философия





Особенностей формирования демократии
28.09.2012

Исследование причин и особенностей формирования демократии

Автор: А. Г. Лигостаев

Любое общество предоставляет каждому его члену определенный набор свобод. Существует некий «средний» уровень свободы, что предоставляет каждый политический строй. Совокупность политических режимов, измеренных по уровню свободы, можно условно разместить на линии, проходящей между относительными полюсами демократии и авторитаризма.

Продолжение...
 
Кризисы российского общества
28.09.2012

Кризисы российского общества с позиций миросистемного анализа

Автор: В. В. Цыганков

В рамках миросистемных когнитивных средств обращение к отдельному обществу всегда связано с проблемой интерпретации способа включения этого общества в капиталистическую мир-экономику (КМЭ). Проблема эта двуединая: каким образом удавалось выдерживать приемлемую норму прибыли, и каким образом (если только это не «ядро» КМЭ) удавалось компенсировать изъятия в процессе неэквивалентного обмена.

Продолжение...
 
Становление европейской рациональности
28.09.2012

Диалог в гомеровском эпосе и его роль в становлении европейской рациональности

Автор: А. А. Санженаков

Под диалогом в гомеровском эпосе мы понимаем постоянные обращения Одиссея с речью к своему сердцу. Возникает правомерный вопрос, а корректно ли называть это диалогом? Нам думается да, так как несмотря на то что на первый взгляд, это односторонний процесс, у него есть и двусторон-ность. А именно. Когда Одиссей обращается к своему сердцу, обычно с какой-либо скорбной речью, сердце ему «отвечает» подсказывая ему более правильный выход из ситуации.

Продолжение...
 
Скептическая философия
28.09.2012

Критерий «Очевидного» в скептической философии на основании материала Секст Эмпирик «Три книги пирроновых положений»

Автор: Д. С. Зудилин

Ни один из видов античной мысли не был столь противоречив в отношении истины, как скептический способ рассуждения. Ведь в этом месте у Секста Эмпирика, существует небольшое противоречие, а именно характеристика скепсиса - как философии ищущей истину, с одной стороны, и призыв к невозмутимости и отказу от высказывания суждений, с другой. На наш взгляд необходимо поэтому по другому расставить акценты на скепсисе, не акцентировать его как Секст Эмпирик на стремлении к невозмутимости, а постараться воскресить именно "Академический скепсис".

Продолжение...
 
Греческая и китайская философия
28.09.2012

Культурное пространство как ключевой фактор генезиса греческой и китайской философий

Автор: А. Е. Сысоева

Проблема происхождения философии – одна из вечных и по-прежнему актуальных проблем современности. Особенный интерес представляет генезис Греческой и Китайской философий – основ западного и восточного мировоззрений.

Происхождение Греческой философии принято объяснять переходом от архаического полиса к классическому, распространением железа и другими изменениями, которые по сути носят внутрикультурный характер. Но исторический опыт показывает, что ускоренная общественно-политическая и экономическая трансформация обычно не приводит к возникновению философии.

 

Продолжение...
 
Генезис современной науки
27.09.2012

К вопросу о генезисе современной науки: становление университетов и новоевропейский тип учености

Автор: Д. Н. Воробьев

С интенсивным развитием современной науки усилился интерес исследователей к анализу ее оснований. Эти исследования приобретают особое значение в современный период, когда наука, сросшаяся с технологией и властью, не в состоянии предвидеть последствия активного использования собственных достижений. Исследования науки имеют уже значительную историю и в ней можно условно выделить два подхода: традиционная гносеология и нетрадиционная гносеология.

Продолжение...
 
Понятие картины мира
27.09.2012

К вопросу об эволюции понятия «картина мира»

Автор: Ю. С. Рудакова

Определение места человека во Вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, синтезирующей разнообразные знания на основе системообразующего начала, которое задает мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Являясь фундаментальным понятием, за время своего существования оно претерпело значительные изменения.

Продолжение...
 
Формы общественного сознания
27.09.2012

Типы (образы) рациональности в некоторых формах общественного сознания

Автор: Е. А. Колмакова

Постановка проблемы, связанной с выделением разнообразных типов рациональности, характерна для XX столетия. До этого, начиная с Нового времени, считалось, что наука воплощает в себе рациональность в завершенном виде.

По мере снижения статуса науки стали появляться расширенные трактовки рациональности. Не лишенными разумности были признаны формы духовной деятельности, ранее считавшиеся нерациональными: политика и политическая идеология, право и правосознание, мораль и нравственность, религия и мифология, искусство и художественное сознание.

Продолжение...
 
Пессимистическая индукция
27.09.2012

Неактуализированные альтернативы и новая интерпретация принципа пессимистической индукции

Автор: А. А. Черезов

При рассмотрении «основного вопроса» философии науки (вопроса о соотношении теории и реальности) на современном этапе её развития, можно выделить наиболее интересные интерпретации этого вопроса. В каком-то смысле они уже стали классическими, но, в то же время, споры вокруг них не утихают, усложняя формулировки и стимулируя их развитие. Речь идет о таких проблемах, как недоопределенность теории данными, пессимистической индукции, проблеме выбора из множества конкурирующих теорий и т.д. 

Продолжение...
 
Модальные структуры математики
27.09.2012

De dicto модальные структуры математики

Автор: А. В. Хлебалин

В философии математики вопрос о природе математической реальности является наиболее интригующим. Хотя, как и в любом другом случае, в философии математики мы сталкиваемся с переплетением гносеологической (природа познания математической реальности), эпистемологической (природа истинности математических утверждений и истоки ее необходимости) и онтологической (в отношении какой реальности математические утверждения являются истинными) проблемы – вновь, здесь эта связь представлена в наиболее явном виде: решение вопроса о природе предмета рассуждения математиков оборачивается метафизическим фурором.

Продолжение...
 
Гуманитарное знание
27.09.2012

Гуманитарное знание и проблема истины

Автор: А. Ю. Нестеров

Стандартная для аналитической философии формулировка понятия знания вводит его в качестве «обоснованного истинного убеждения» [1]. Эта дефиниция восходит к приводимому Платоном определению знания как «правильного мнения с объяснением»[2], с конца 19-го в. – к дефиниции И.Канта, согласно которой «субъективно и объективно достаточное признание истинности суждения есть знание»[3].

Продолжение...
 
Эпистемический инструментализм
27.09.2012

Эпистемический инструментализм vs реализм без истины

Автор: Н. В. Головко

 Проблема столкновения реализма и инструментализма, как правило, решается в пользу одной из концепций или платформ интерпретации научного знания путем анализа «опровергающей аргументации» или анализа наиболее «ярких» случаев, когда концепция «не работает». Тем не менее, на наш взгляд, можно указать ситуацию, когда инструменталистское понимание научной теории и реалистское понимание онтологических допущений теории будут, в определенном смысле, близки: в контексте иронической науки аргументация в пользу принятия реализма «без истины» и эпистемического инструментализма совпадает.

Продолжение...
 
Философская рефлексия
27.09.2012

Философская рефлексия и понятие материи

Автор: В. А. Бойко

Для индивида, неискушенного практикой философствования, противопоставление физического объекта и мыслящего субъекта представляется интуитивно самоочевидным: объективная реальность качественно отличается от реальности ее осознания. Однако, ориентируясь на понимание философии как мышления о мышлении, независимую от сознания, т.е. объективную, реальность приходится «вынести за скобки» философского познания. Философ имеет дело исключительно с реальностью мышления, стремится разобраться с основаниями, условиями возможности реальности мысли.

Продолжение...
 
Философия Бердяева
09.01.2012

Философия о свободе и творчестве Бердяева

Автор: Оксана Александровна

Бердяев Николай Александрович (1874 – 1948). Основные работы: «Смысл истории», «Смысл творчества», «О назначении человека», «Я и мир объектов».

Продолжение...
 
Методика современной науки
09.01.2012

Методологический инструментарий современной науки

Автор: Оксана Александровна

Весьма значимой областью философской рефлексии над наукой выступает методология научного познания. Методология науки представляет собой теорию научного познания, исследующую познавательные процессы, происходящие в науке, формы и методы научного познания. В этом отношении она выступает  метанаучным знанием философского характера.

Продолжение...
 
Научное знание
09.01.2012

Научное и  вненаучное знание

Автор: Оксана Александровна

Наряду с научным знанием в культуре всегда сосуществует достаточно заметный слой зна­ний, который организован иначе, чем знание научное. Нельзя потребовать от научного знания, чтобы с его помощью описывались все составляющие человеческою бытия и жизненного мира людей.

Продолжение...
 
Этика науки
09.01.2012

Этика науки и проблема социальной ответственности  ученых

Автор: Оксана Александровна

В науке, как и в других областях человеческой деятельности, ученые подчиняются определенной системе моральных норм. Это табу, общечеловеческие нравственные требования и запреты, такие как «не укради», «не лги».

Продолжение...
 
Проблема человека в философии
09.01.2012

Проблема человека в философии и науке

Автор: Оксана Александровна
 
1. Феномен человека в научном и философском его понимании

«Антропологический поворот» в философии ХХ в., сделавший человека центральной темой философских исканий. Своеобразие научного подхода к человеку: наука по возможности отвлекается от решения вопросов о смысле человеческого бытия, о ценностных ориентациях. Наука акцентирует только один из возможных срезов человеческого существования. Определяя человека, философия конкретизирует его как точку пересечения различных проекций бытия, вбирающего в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно как микрокосм, микротеос и микросоциум.

Продолжение...
 
Гуманистическая философия
20.03.2011

Педагогическая концепция гуманистической философии

Автор: И.В. Егорова 

Основные положения гуманистического подхода к философии выглядят следующим образом:

1. Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора.
2. Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований, каждый конкретный случай требует отдельного анализа.
3. Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям.
4. Аналогия между поведением животного и человека не оправдана.
5. Человек целостен по своей природе.
6. Человек наделен потенциями к непрерывному развитию к самореализации, которые являются частью его природы. 

Продолжение...
 
Вечные образы
17.03.2011

Вечные образы как критерий «значимости» литературных произведений

Автор: Б. Н. Гайдин 

В докладе предлагается критерий отбора литературных произведений для изучения в школьных или университетских курсах — наличие в них вечного образа. По мнению автора, рассмотрение примеров использования того или иного вечного образа в творчестве современных писателей и сопоставление их с соответствующим образом из классической литературы может быть эффективным средством повышения общего уровня культуры молодежи.

В последнее время проблема сокращения учебных часов в школах, отведенных на изучение предметов гуманитарного цикла, довольно часто обсуждается на страницах всевозможных изданий. В данной статье оставим в стороне споры о последствиях подобных реформ. Если с сочувствием отнестись к современным школьникам, вынужденным зачастую обучаться в ситуации частых изменений учебных программ, что, в свою очередь, может приводить к чрезмерной нагрузке и малоэффективности учебного процесса, то налицо необходимость выработки определенных критериев значимости образовательного материала для включения в программы по каждому предмету. 

Продолжение...
 
Русская художественная традиция
17.03.2011

Новый тип образованного литературного героя в русской художественной традиции первой половины XIX века

Автор: К. Н. Кислицын  

Стремление человека к образованию, а значит, к личной независимости и свободе собственных суждений наблюдается с незапамятных времен. Наука в древнейшие времена принадлежала к разряду категорий высшего порядка и была связана с сакральным, тайным знанием жрецов. «В Египте существовал запрет на проникновение в это знание (сейчас выясняется, что они знали не только о шарообразности Земли, но и о ее истинных размерах). В Индии только три высших варны были допущены к знанию (посвященные назывались «дважды рожденными»), но только брахманы (варна жрецов) допускались к шрути (священным ведическим текстам)…» (Луков, 2005: 263). В античный период Платон первым сформулировал три ступени образования — элементарную, среднюю и высшую. В средние века европейские университеты основывались не по воле королей, а по инициативе известных ученых или церкви. 

Продолжение...
 
Вузовская философия
16.03.2011

 "Незримый колледж" и вузовская философия

Автор: С. Е. Крючкова

Изменение социальных условий в России в конце ХХ века потребовало радикального пересмотра ценностного отношения к миру. По следнее тесно связано с мировоззрением, в формировании которого, важную роль играют воспитание и образование. Если говорить о вузовском образовании, то в нем особую мировоззренческую роль практически всегда играла философия, аккумулирующая культурноисторический опыт и транслирующая его новым поколениям.

Продолжение...
 
Поэтическая молитва
16.02.2011

Особенности изучения поэтической молитвы в лирике

Автор: Е. Н. Федосеева 

Современное образование все очевиднее вписывается в полифоническое пространство и время, все очевиднее в нем сегодня осознается неизбежность культурологического подхода и к историческим фактам, и к литературным произведениям, поскольку культура сама по себе интегральна, объединяет все слагаемые эпохи, ставя в центр человека.

Сравнительное изучение художественного наследия различных писателей позволяет нагляднее выявить сущность творческой индивидуальности каждого автора, необходимо лишь учитывать «сочетаемость» сравниваемых имен. В данном случае параллельное прочтение поэтических молитв Н. М. Языкова, Е. А. Боратынского и А. С. Пушкина как нельзя лучше отвечает обозначенному требованию. 

Продолжение...
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > В конец >>

Всего 24 - 46 из 59