Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Филология






Творчество И.А. Ильина
25.09.2010

Русская идея в творчестве И.А. Ильина

Автор: Стариков Юрий Сергеевич

Иван Александрович Ильин (1883-1954), великий российский мыслитель, религиозный философ и публицист прошлого столетия, занимает особое место среди деятелей русского религиозно-философского ренессанса. Он жил и творил в эпоху трагических по-трясений, выпавших на долю нашего государства. Стойко не приняв революцию в России, Ильин всегда оставался верен своим идеям, был убежден в своей духовной правоте. За это в 1922 году большевики выслали его из России, и он не смог вернуться на Родину до конца своих дней. Тем не менее, Ильин, как никто другой, всю жизнь был верен своему долгу, который видел в самоотверженном служении России и делу национального возрождения русского народа.

Продолжение...
 
Заглавие акафистов святым
25.09.2010

Заглавие и рефрен акафистов святым: функции, структура, варианты

Автор: Людоговский Федор Борисович

Акафисты, столь популярные в настоящее время, могут быть объ-ектом анализа различных гуманитарных и богословских наук. Жанр акафиста представляет несомненный интерес для религиоведения (с этих позиций написана работа: Давыдов 2004); естественным является обращение к данной тематике со стороны литургистов (см., например: Козлов 1992; Козлов 1992а); с позиций литературоведения акафист может быть рассмотрен как жанр массовой литературы (Чуркин 2007). Что же касается лингвистики текста, то для этой филологической дис-циплины акафист представляет собой весьма многообещающий материал.

Продолжение...
 
Пасха в русской традиции
25.09.2010

Пасха в русской словарной традиции

Автор: Журавлев Сергей Александрович

Чем глубже и внимательнее наука изучает язык, в частности, через призму его словарного состава и совокупность текстов, тем более естественным и ясным становится понимание того, что к слову нельзя относиться только как к инструменту коммуникации, как к единице семиотического кода. Это обнаруживается хотя бы в том, что даже спустя века языкового существования слова не перестают нас удивлять многоплановостью и подвижностью своих значений.

Продолжение...
 
Древние славянские языки
25.09.2010

Древние славянские языки: терминологическая и семантическая дифференциация

Автор: Оленева Татьяна Борисовна

Отечественная лингвистика использует ряд терминов для обозна-чения либо одинаковых, либо весьма близких процессов и явлений, связанных с историей славянской письменности. Речь идет о так называемом славянском языке, которым часто подменяются сходные, но не одинаковые дефиниции, а именно: старославянский, церковнославянский, древнерусский языки. Зачастую смешение разных языковых феноменов и терминов, их обозначающих, ведет к неприемлемому толкованию ряда важных исторических явлений. Поэтому необходимость в четкой дифференциации их отчетливо ощущается современным пытливым умом.

Продолжение...
 
Древние славянские языки
25.09.2010
Автор: Оленева Татьяна Борисовна

Древние славянские языки: терминологическая и семантическая дифференциация

Отечественная лингвистика использует ряд терминов для обозна-чения либо одинаковых, либо весьма близких процессов и явлений, связанных с историей славянской письменности. Речь идет о так назы-ваемом славянском языке, которым часто подменяются сходные, но не одинаковые дефиниции, а именно: старославянский, церковнославян-ский, древнерусский языки. Зачастую смешение разных языковых фе-номенов и терминов, их обозначающих, ведет к неприемлемому тол-кованию ряда важных исторических явлений. Поэтому необходимость в четкой дифференциации их отчетливо ощущается современным пыт-ливым умом.

Продолжение...
 
Цикл Н.С. Лескова Праведники
25.09.2010

Прошлое и настоящее в цикле Н.С. Лескова «Праведники»

Автор: Михеева Инна Николаевна

 «Сопоставление настоящего с прошлым – один из основных мо-тивов в творчестве Н.С. Лескова. Писатель был очень чуток к поступательному ходу русской жизни, к его завоеваниям и потерям», – пишет И.П. Видуэцкая. Н.С. Лесков считал, что утрачивается многое ценное, что было в прошлом страны и что необходимо сохранить. «Своими произведениями о прошлом России писатель стремился воскресить историческую память народа, связующую разные времена и содержащую ценные уроки».

Продолжение...
 
Интерпретация евангельского фрагмента в романе Идиот
24.09.2010

Проблема интерпретации евангельского фрагмента в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

Автор: Михеева Ольга Васильевна

Роман «Идиот» (1868) принято считать «самым загадочным» из произведений Достоевского, ставшим в последнее время своеобразным «центром притяжения» для исследователей. Из многочисленных проблем, исследующих христианскую основу романа, наиболее важной и актуальной представляется в настоящее время проблема духовного воскресения человека. Идея спасения и воскресения пронизывает  собою все пространство русской литературы и творчество Достоевского, как православно ориентированного писателя, несомненно, несет в себе все эти «пасхальные» (т.е. направленные на спасение) переживания.

Продолжение...
 
Интерпретация евангельского фрагмента в романе Идиот
24.09.2010
Автор: Михеева Ольга Васильевна

Проблема интерпретации евангельского фрагмента
в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

 Роман «Идиот» (1868) принято считать «самым загадочным» из произведений Достоевского, ставшим в последнее время своеобраз-ным «центром притяжения» для исследователей. Из многочисленных проблем, исследующих христианскую основу романа, наиболее важ-ной и актуальной представляется в настоящее время проблема духов-ного воскресения человека. Идея спасения и воскресения пронизывает  собою все пространство русской литературы и творчество Достоевско-го, как православно ориентированного писателя, несомненно, несет в себе все эти «пасхальные» (т.е. направленные на спасение) переживания.

Продолжение...
 
Историзм в древнерусской литературе
24.09.2010

Сотериологический историзм в древнерусской литературе

Автор: Махновец Татьяна Александровна

Проблема историзма имеет сегодня характер не только научный, но и общекультурный. Постмодернизм, исчерпавший себя, в научной литературе охарактеризован уже как постисторизм. Но можно ли утверждать, что урон, нанесенный представлением о невозможности нового (постмодернизм – «после нового»), в достаточной степени осознан? Эпоха постмодернизма оставила «культурное пространство, лишенное каких-либо приоритетов»; вместе с другими ценностями упраздненными оказались чувство истории и смысл человеческой жизни. Христианство видит в обновлении задачу каждого человека, не отделимую от задачи истории человечества.

Продолжение...
 
Роман Лескова «На ножах» Образ Иисуса Христа
24.09.2010

Образ-символ Иисуса Христа в романе Н.С. Лескова «На ножах»

Автор: Старыгина Наталья Николаевна

В антинигилистических романах, одним из которых является и роман Н.С. Лескова «На ножах», обязательно присутствует образ Иисуса Христа как символическое выражение христианского этикоэстетического идеала.

Для верующего Иисус Христос – совершенный Человек, «новый Адам», «идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек после появления Христа, как идеала Человека во плоти, стало ясно, что Христос – великий и конечный идеал развития всего человечества – представленный нам, по закону нашей истории, во плоти Христос весь вошел в человечество, и человек стремится преобразиться в Я Христа, или в свой идеал».

Продолжение...
 
Изучение древнерусского текста
04.06.2010

Новый подход к изучению древнерусского текста

 Автор: Молчанова Н.

«Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, цер ковным и политическим деятелем эпохи Ярослава Мудрого, по праву считается произведением, с которого началась древне русская литература. Уроженец Руси, Иларион был поставлен на киевскую митрополию в 1051 году князем Ярославом вопре ки воле Византии. Слово, по мнению известного текстолога Н.Н. Розова, было произнесено Иларионом 26 марта 1049 года в церкви Благове щения на главных Золотых воротах Киева, после завершения строительства оборонительных сооружений.

Продолжение...
 
Антиномия как принцип миромоделирования
04.06.2010

Антиномия как принцип миромоделирования в произведениях о праведниках Н.С. Лескова

 Автор: Михеева И.  

Христианская картина мира на первый план выдвигает вер тикаль, давая ей, по замечанию священника Павла Флоренско го, «значительное преобладание над прочими координатами». Вертикаль человек — Бог представляет собой не только духов ную жизнь, но и пронизывает все сферы человеческого бытия. «Построенная в «Домострое» изоморфная модель Бог во все ленной, царь в государстве, отец в семье — отражала три степе ни безусловной врученности человека и копировала религиозную систему отношений на других уровнях».

Продолжение...
 
С.Г. Чавайн Девятый мученик
04.06.2010

Рассказ С.Г. Чавайна «Девятый мученик»

Автор: Михеева О.  

Творчество С.Г. Чавайна, поистине национального и одно временно интернационального писателя, неразрывно связано с русской литературой и культурой. Известно, что в своем ори гинальном творчестве на родном языке он был продолжателем пушкинсколермонтовских традиций. По мнению известного марийского писателя и краеведа К.К. Васина, «уважение С.Г. Чавайна к русской культуре и литературе было так велико, что он ряд своих произведений написал непосредственно на русском языке».  

Продолжение...
 
Рассказ И.С. Шмелева
04.06.2010

Тема освобождения в рассказе И.С. Шмелева  «Куликово поле»

Автор: Махновец Т.

В современных изданиях произведений И.С. Шмелева рассказ «Куликово поле» (называемый некоторыми исследовате лями повестью) датируется 1939-1947 годами. В 1939 он был впервые опубликован в газете «Возрождение», а в 1942-1947 годах подвергся многократной переработке, которая привела к значительному обогащению содержания, усилению его про граммного характера.  

Продолжение...
 
Слово Сергея Дурылина
04.06.2010

Мир человека в слове Сергея Дурылина

Автор: Молчанов П. 

Жизнь и литературное творчество Сергея Николаевича Дурылина (1886-1954) недостаточно полно известны современ ному читателю, лишь литературоведы и профессиональные любители театра знают его как авторитетного исследователя русскоевропейских культурноисторических связей и творче ства русских писателейклассиков и художников. В 1930-40-е годы он опубликовал более 500 работ по филологии и истории русского зарубежного театра, а его монография «Мария Нико лаевна Ермолова» была признана театроведами лучшей био графией актрисы. 

Продолжение...
 
Гоголь и Православие
03.06.2010

Н.В. Гоголь и Православие: трудный поиск пути к Богу

Автор: Липатов А. 

Н.В. Гоголь как выдающийся художник слова — наш об щепризнанный гений, но гений особенный, — скорей, он из когорты «странных гениев». С одной стороны, он страстно об личал людские и социальнообщественные пороки тогдашней России, а с другой — в конце жизни разжег в душе своей такой жертвенный костер, что в его пламени безвозвратно были утра чены многие из его произведений, полных великих прозрений ума…

Продолжение...
 
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 Следующая > В конец >>

Всего 93 - 108 из 108