Разнообразная физическая культура |
Об адаптивной физической культуреАвторы: А.С. Самыличев, В.М. ОлейникС сожалением мы должны констатировать факт прогрессивно увеличивающейся инвалидизации современного общества. В этой связи будущим специалистам в области физической культуры и спорта просто необходима информация о новой отрасли физической культуры, получившей название "Адаптивная физическая культура" (АФК) – физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Государственным комитетом Российской федерации по высшему образованию в 1996 году утверждена эта новая специальность высшего профессионального образования, а в 2000 году Министерство образования РФ утвердило по ней и Государственный образовательный стандарт ( Евсеев С.П., 2002 ). Необходимо отметить, что именно в нашем городе началась исследовательская работа в направлении АФК (Самыличев А.С., 2005). Затем, в нашем же городе была предпринята попытка организовать преподавание в педагогическом институте по новой профессиональной специальности: учитель физической культуры – дефектолог (Самыличев А.С., 1995). Попутно отметим, что в деле открытия новой специальности "Физическая культура и спорт", но уже на базе классического университета наш город стал также "пионером" (Кузьмин В.Г., 2002). Адаптивная физическая культура является научной и учебной дисциплиной, интегрирующей в себе три крупных области знаний – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику (с коррекционной психологией). Вместе с тем, она содержит в себе шесть компонентов (видов): адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация, креативнные (художественно-музыкальные) практики и экстремальные виды двигательной активности АФК (Евсеев С.П., 2002). Целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья или инвалидность (Евсеев С.П., 2002). Объявление: Достижение этой цели возможно лишь при решении комплекса задач, которые условно можно разделить на две группы: 1) общепедагогические и 2) специальные. В первую из них несколько утрированно называя входят: оздоровительные, образовательные, воспитательные, а во вторую – коррекционные, компенсаторные, профилактические. Основным и ведущим средством АФК являются физические упражнения – специально подобранные двигательные действия для решения коррекционных, компенсаторных и компенсаторных задач АФК. А основным и ведущим методом – метод дозированного упражнения – различные способы многократного воспроизведения двигательных действий в соответствии с принципами АФК (Евсеев С.П., 2002). При более детальном изучении закономерностей и проблем АФК студенты сразу же сталкиваются с "противоречием": АФК является частью реабилитации [от позднелат. rehabilitatio – восстановление] и реабилитация входит в АФК … Данное "противоречие" довольно просто разрешается – добавлением к этим дефинициям определенных прилагательных. АФК является решающей частью КОМПЛЕКСНОЙ реабилитации, а ФИЗИЧЕСКАЯ реабилитация является одним из компонентов АФК. Надо заметить, что у авторов настоящей статьи накопился многолетний как практический, так и теоретический опыт в этом направлении(Самыличев А.С., Олейник В.М., 1986 – 2006). |
< Предыдущая | Следующая > |
---|