Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Влияние экзаменационного стресса





Влияние экзаменационного стресса

Влияние экзаменационного стресса на показатели вегетативного статуса у студентов-спортсменов

Авторы: Н. Ю. Федорова, В. Н. Крылов, И. С. Кокорин

Экзаменационный период является сильным психоэмоциональным стрессорным фактором,  отражающимся на уровне вегетативных показателей студентов. В данном исследовании приняли участие студенты 1 курса факультета физической культуры и спорта ННГУ, всего 41 человек. 

Для регистрации вегетативных показателей  использовался экспресс-анализатор частоты пульса «Олимп» производства предприятия «МЕДИОР» (г. Минск). Вегетативный статус оценивался по индексу напряжения (ИН) Баевского следующим образом: ваготония – ИН менее 51 усл. ед.; эйтония (сбалансированное состояние регуляторных систем ВНС) – ИН  51-199 усл. ед.; симпатикотония  – ИН  200 и более усл. ед.. Обследование студентов проводилось трижды: в обычный учебный день (вне экзаменационной сессии), до начала сдачи ими экзамена по анатомии и по его завершении. Кроме того, учитывались оценки студентов, полученные ими на экзамене. Знания студентов оценивались по принятой в ННГУ семибальной системе.  Результаты исследования обрабатывали статистически, достоверность различий определяли с помощью t – критерия Стьюдента.

На основании проведенных исследований установлено, что средний исходный ИН у студентов-спортсменов находился в эйтоническом  диапазоне и составлял 120,0+11,1 у.е.. Все студенты по исходному вегетативному тонусу были поделены на три группы : ваготоники ( ИН = 43,3+1,3 у.е.) —37%, эйтоники ( ИН = 128,8 +12,1 у.е.) —34%, симпатикотоники ( ИН = 205,7+1,2 у.е) —29% .     Таким образом, среди  студентов-спортсменов преобладали ваготоники, что подтверждает современные представления о повышенном тонусе парасимпатической нервной системы  у людей, адаптированных к различным физическим нагрузкам. Парасимпатическая активация обеспечивает поддержание гомеостаза, то есть осуществляет трофотропный эффект. С другой стороны, считается, что парасимпатические влияния могут снизить уровень активности эрготропных структур, что затруднит адекватную мобилизацию физиологических ресурсов при повышенных требованиях к адаптационным механизмам. Средняя успеваемость в группе студентов-спортсменов составляла 3,37+0,16 балла. Успеваемость в группе «исходных» ваготоников составляла 3,27+0,24 балла и была ниже, чем в группах «исходных» эйтоников (3,43+0,34 балла) и «исходных» симпатикотоников (3,42+0,3 балла).

Состояние студентов в стрессовой ситуации сопровождалось значительной перестройкой в регуляции деятельности сердца. Ряд авторов разнонаправленность вегетативных сдвигов, наблюдаемых при положительных и отрицательных эмоциях, связывают с различными причинами: качеством раздражителя, фактором значимости эмоциогенного раздражителя, психологической оценкой ситуации, психологической характеристикой индивидуума, его возрастом, предшествующим опытом в стрессовых ситуациях и т.д. (Соколов Е. И. и др., 1984). В предэкзаменационный период средний ИН в группе студентов-спортсменов достоверно повысился по сравнению с исходным уровнем до 169,4+23,0 у.е. (р<0,05) . Кроме того, наблюдалось значительное изменение распределения студентов в зависимости от величины ИН : ваготоники ( ИН = 39,2+1,5 у.е.) — 42%, эйтоники ( ИН = 148,2+11,2 у.е) — 24%, симпатикотоники ( ИН = 342,7+30,5 у.е) — 34%. Таким образом, перед экзаменом увеличилось количество ваготоников (на 5%) и симпатикотоников (на 5%) и уменьшилось количество эйтоников (на 10%) по сравнению с исходными данными. Успеваемость в группе «предэкзаменационных»  ваготоников составляла 3,82+0,31 балла, и была  выше, чем  в группах «предэкзаменационных»  эйтоников (3,2+0,27 балла) и «предэкзаменационных»   сипатикотоников (2,93+0,18 балла). Исходя из этого можно предположить, что парасимпатические влияния в предэкзаменационном периоде способствовали успешной сдаче экзамена, а симпатические—наоборот препятствовали. Любопытным является тот факт, что у студенты, находящиеся в состоянии выраженного эмоционального стресса перед экзаменом, не смогли получить необходимое «удовлетворительно»,  парадоксально ваготоничные студенты- спортсмены сдали на почти на «хорошо», а эйтоничные—на твердое «удовлетворительно».

После экзамена средний ИН в группе студентов-спортсменов понизился до 110,6+13,8 у.е. (р<0,05).  Доля ваготоников ( ИН=31,4+2,4 у.е)  составила 34 %, эйтоников ( ИН=110,0+8,1 у.е) —49 %, симпатикотоников ( ИН=271,0+26,7 у.е.) —17 %.

Объявление:

Успеваемость в группе «послеэкзаменационных»  ваготоников составляла 3,43+0,28 балла,  в группах «послеэкзаменационных»  эйтоников (3,5+0,25 балла) и «послеэкзаменационных»   симпатикотоников (2,86+0,24 балла). У последней группы низкая успеваемость является скорее причиной, нежели следствием высокого индекса напряжения.

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено достоверное  повышение ИН  у студентов спортсменов в предэкзаменационный период, отражающее повышенную симпатическую активацию. Однако анализ успеваемости позволяет предположить, что симпатические влияния в предэкзаменационном периоде не способствовали успешной сдаче экзамена.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >