Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Компенсация нарушенных функций двигательного аппарата





Компенсация нарушенных функций двигательного аппарата

Возможности компенсации нарушенных функций двигательного аппарата у студентов специальной медицинской группы средствами физического воспитания

Авторы: Ю. Р. Сапожников, Л. М. Синицина

Координированное развитие анализаторных систем является одним из важнейших факторов, обусловливающих нормальное формирование психических процессов и физических качеств организма человека. Возникновение дефектов в том или ином анализаторе может привести к значительным недостаткам в функционировании других анализаторных систем, т.е. вызывают вторичные нарушения. В частности, нарушения в двигательном аппарате неблагоприятно влияют на становление отдельных сторон двигательной активности студентов специальной медицинской группы и создают определенные трудности в их физическом развитии, воспитании и обучении.

Молодые люди с нарушением осанки, сколиотической деформацией позвоночника, плоскостопием, диспластическими изменениями крупных суставов и др. затрудняются в выполнении зачастую довольно несложных физических упражнений. Замедленная стартовая скорость и осторожное выполнение задания вместе с некоторой психологической закомплексованностью студентов заставляют преподавателя искать индивидуальный подход в работе с этой медицинской группой.

Однако проявление функциональных расстройств при целенаправленной коррекционной работе, а также реабилитационные мероприятия могут быть значительно сглажены как за счет стимулирования функций пострадавшего анализатора, так и посредством компенсаторного повышения активности и участия других систем. В этой связи особое значение приобретает исследование функционального состояния сохраненных анализаторов.

Известно, что одним из важнейших показателей функционального состояния анализаторных систем является ее лабильность. Высокий уровень этого параметра обусловливает большую функциональную устойчивость ткани к раздражениям и меньшую ее утомляемость.

При этом лабильность характеризуется с одной стороны, предельным числом отдельных раздражений в единицу времени, при котором еще сохраняется ответ на каждое из них, а с другой – способностью воспроизводить различный ритм задаваемых раздражений.

Объявление:

Была применена комплексная психофизиологическая методика, включающая:

•    исследование чувства двигательного ритма, ритмометрия;
•    исследование КЧСМ – критической частоты световых мельканий;
•    частоты движений;
•    координаметрия.

Актуальность настоящей работы заключается в попытке получения количественной характеристики выраженности отрицательных последствий дефицита двигательной активности у студентов специальной медицинской группы с заболеваниями опорно-двигательной системы в выборе средств общефизической подготовки с учетом оздоровительного эффекта физических нагрузок. В соответствии с этой целью предусматривалось решение следующих задач:

•    проведение сравнительного исследования функционального состояния двигательного анализатора у студентов специальной медицинской группы с нарушением опорно-двигательного аппарата;
•    для выявления функциональных возможностей и изучения изменений показателей лабильности двигательного и зрительного анализаторов под влиянием дозированной физической нагрузки;
•    разработка с учетом полученных данных комплекса гимнастических упражнений для развития чувства двигательного ритма и координации движений и реабилитационных мероприятий.
Исследования проводились на занятиях по физвоспитанию в НГТУ и Нижегородской сельскохозяйственной академии.

Использовались приборы, разработанные в НИИ гигиены труда и профзаболеваний, а также специально созданные в НГТУ на кафедре ВТИРС.

Ритмометр представляет собой программное устройство, подающее звуковые и световые сигналы. При этом может задаваться различная частота их подачи. Испытуемые должны нажимать на кнопку прибора в соответствии со световыми и звуковыми сигналами. После 6-10 повторений сигналы прекращаются, а испытуемые обычно продолжают нажимать на кнопку в том же ритме, руководствуясь «чувством времени». Прибор соединен с лентопротяжным механизмом, фиксирующим реакции испытуемых (данные в докладе).

Студентам предлагается воспроизводить три ритма, условно названные нами: быстрый (33 Гц в сек), при котором расстояние между сигналами на ленте самописца составляет 4,5±0,01 мм; средним (1,5 Гц в сек) – расстояние между сигналами 6,9±0,01 мм и медленный (0,5 Гц в сек), где расстояние 18±0,01 мм.

Исследование КЧСМ проводилось в покое сразу же после физической нагрузки. В качестве дозированной физической нагрузки для всех испытуемых было выполнение модифицированного Гарвардского степ-теста (восхождение на скамейку) без определения работоспособности.

Частота движений определялась по максимальной частоте ударов по натянутой резине, соединенной со счетчиком (данные в докладе).
Координаметрия включала проведение щупов по лабиринту и удержание его в отверстиях, разных по диаметру.

Результаты исследования и их обсуждение.

Анализ экспериментальных данных первого этапа констатирующего исследования, характеризующего функциональное состояние двигательного анализатора, позволил выявить определенные особенности его подвижности у студентов специальной медицинской группы в сравнении с основной. Оказалось, что у студентов специальной группы достоверно выявляются снижение лабильности нервных процессов в двигательном анализаторе (максимальная частота движений, способность к усвоению ритма и координации движений). Вместе с тем повышаются показатели КЧСМ, как компенсаторный рост лабильности в зрительном анализаторе.

Второй этап подтвердил исходную гипотезу о возможности эффективной коррекции функций двигательного аппарата у студентов специальных медицинских групп.
Введение реабилитационных мероприятий в компенсации нарушенных функций. В них входило:

•    комплекс упражнений в облегченных позициях (лежа на животе, спине, на боку);
•    упражнения с гимнастическими снарядами (с гимнастической палкой, отягощениями, на тренажерах);
•    упражнения на развитие координации движений.

Физическая нагрузка повышает уровень КЧСМ у студентов обеих групп, что отражает, по-видимому, процесс иррадиации возбуждения в коре больших полушарий.

Таким образом, проведенное исследование в целом позволяет выявить некоторые возможности компенсации нарушений в двигательном аппарате у студентов специальной медицинской группы средствами физического воспитания. Использование специально созданного комплекса физических упражнений на воспитание чувства ритма и координации движений, а также реабилитационные мероприятия значительно сглаживают вторичные нарушения в двигательном аппарате.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >