Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Конькобежный спорт





Конькобежный спорт

Математизация наук и компьютерные технологии  в оптимизации педагогических методов в конькобежном спорте

Авторы: Л.Б. Лобанова, Ю.А. Барышников

С середины XX века активно  развернулись исследования в различных   предметных областях, связанные с математическими методами обработки экспериментов, математическим мышлением в анализе явлений, абстрагированием и плодотворными обобщениями. Тенденция математизации наук с применением компьютерных технологий обработки результатов эксперимента, развивавшаяся в физике, астрономии, экономике, отчасти в химии, последние десятилетия не только углубилась, но и расширился ареал её применения. 

Ныне математизация как метод исследования и обучения проникла в области совсем нетрадиционные, например, в лингвистику, педагогику, физическое воспитание и спорт, историю [1].  В результате вырабатываются рациональные методы исследования и их специфические особенности в этих дисциплинах, определяются алгоритмы решения профессиональных задач в этих нетрадиционных областях, происходит оптимизация методов исследования и обучения.

С 70-х годов XX - го века Ю. А. Барышников  в Коломенском государственном педагогическом институте продолжил свою работу тренера-педагога, начатую  в Коломенской спортивной школе по конькобежному спорту «Комета» и в сборной студенческой команде СССР. Им сформированы эталонные таблицы наблюдений за результатами спортсменов-конькобежцев и получен статистический материал для приложения математических методов к обработке эксперимента. Получены экспериментальные данные по подготовительному тренингу. По результатам обработки их производился отбор юных конькобежцев  в команду спортсменов при различных условиях и уровнях биологического созревания. Использование факторного анализа результатов позволило эффективно управлять тренерско-педагогической деятельностью; вырабатывать оптимальную систему тренировок, строить прогнозы технического мастерства юных спортсменов и их кондиционной подготовленности в любой момент тестирования. Применение законов физики и математики привели Ю. А. Барышникова в 70-е годы к определению понятия резонанса в конькобежном спорте, а многолетние исследования [2,3] логично привели к  алгоритму теоретико-практической деятельности тренера и педагога по конькобежному спорту. Применение этого алгоритма позволило вырастить чемпионов международного уровня (например, братьев Муратовых).

Этот алгоритм расчета характеристик системы тренировок [4] и тренировок с отягощениями [5] использует центральную числовую величину, которая является коэффициентом для определения времени пробегания круга с различной интенсивностью усилий юных конькобежцев. Она вычисляется по установленной формуле, опубликованной в различных работах (в том числе в центральной печати), начиная с 1982 года. Формула вычислений коэффициентов и алгоритм тренировок уже несколько десятилетий известны спортивной научной общественности, опубликованы в 1993 году и применяются восприемниками методологии и последователями  Ю. А. Барышникова. С 1994 года, алгоритм реализован Л. Б. Лобановой средствами различных алгоритмических языков программирования, начиная от MSX-2 Basice (для персонального компьютера «Ямаха2», Pascal  для IBM-совместимых ПЭВМ и в других средах программирования.

В нашей работе [6], опубликованной в Туле в 2002 году, обосновано, что рассматриваемый алгоритм и пакет соответствующих программ, являются необходимой составляющей (компонентой) алгоритмической культуры для педагога-тренера-методиста по конькобежному спорту, которая является подмножеством информационной культуры по конькобежному спорту. В обосновании используется понятие алгоритмической культуры по Л. Б. Лобановой и И. И. Левиной, сформулированное в конце 80-х годов XX-го века, которое само опирается на понятие культуры по И. Я. Лернеру. Блок-схема алгоритма оптимальной методики системы тренировок  реализуется распечаткой таблицы изучения соразмерности специальной подготовки и вычисления коэффициентов утилизации (КУ) произвольного числа, например N,  юных конькобежцев при различных условиях и уровнях биологического созревания (по-прежнему согласующуюся с таблицами X. М. Муртазина [7]). КУ на дистанции 500 м нормирован, то есть положен равным единице, но выражен в процентах.

Объявление:

Поэтому на дистанции 500 м у всех спортсменов КУ=100%. На дистанции 500 м среднедистанционная скорость берется без учета стартового отрезка 100 метров, на дистанции 1000 м - без учета стартовых 200 метров, на дистанции 1500 м - без 300 метров, на дистанции 10000 м - без стартового круга. Блок-схема вычисления КУ для N конькобежцев на дистанциях 500 м, 1000 м, 5000 м, 10000 м приведена на рис. В 2008 году Ю. А. Барышниковым и М. С. Веселкиным [8] рассмотрены, проанализированы и опубликованы показатели соразмерности специальной физической подготовленности у ведущих конькобежцев мира и России. Получена таблица, содержащая показатели скоростей и КУ скоростных возможностей Э. Хайдена, С. Крамера, X. Бокко, Э. Фабриса, И. Скобрева, Е. Лаленкова (которая четко предсказала возможное распределение чемпионских мест).

Литература:

1.    Барышников, Ю. А.., Лобанова, Л..  Б.  Компьютерные технологии  реализации математической  модели  прогнозирования результатов в конькобежном спорте  / Ю. А. Барышников,  Л. Б. Лобанова // Школа и здоровье: Проблемы медико-гигиенического обучения и воспитания учащихся: науч.- метод. сб.: вып. 9.- Коломна: КГПИ, 2009, с.46-51.
2.    Барышников, Ю. А. Метод прогнозирования результатов на дистанциях конькобежного многоборья и управление интенсивностью тренировочных и соревновательных нагрузок/ Ю. А. Барышников // Контроль - фактор управления тренировочным процессом: Сб. науч. ст.-Алма-Ата,1986.
3.    Барышников, Ю. А. Оптимизация специальных нагрузок учащихся конькобежных СДЮШОР пубертатного возраста/ Ю. А. Барышников // Конькобежный спорт:Сб. науч.-метод. ст,-М.: Госкомспорт СССР, ГЦОЦИФК, 1990.
4.    Барышников, Ю. А. К методологии построения нормативных требований Всесоюзной спортивной классификации по конькобежному спорту/Ю. А. Барышников // Конькобежный спорт: Сб. науч. ст.-М.: Госкомспорт СССР, ГЦОЦИФК, 1991.
5.    Барышников, Ю. А. Планирование специальных нагрузок у юных конькобежцев/ Ю. А. Барышников, //Тез. докл. XII Всесоюзной науч.-практ конф. Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов-М: Госкомспорт СССР, 1989.
6.    Барышников, Ю. А., Лобанова, Л. Б.  Элемент алгоритмической культуры тренера-педагога и компонента математической модели прогнозирования результатов/ Ю. А. Барышников, Л. Б. Лобанова // Физическая культура и спорт в жизни общества и человека: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.(Тула, 25-28 нояб. 2002г) в 2 ч., ч.1-Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002.
7.    Муртазин, X. М. Универсальные таблицы определения интенсивности циклических упражнений / Х. М. Муртазин // Казань: КГУ, 1982.
8.    Барышников, Ю. А., Веселкин, М. С. Показатели соразмерности специальной физической подготовленности у ведущих конькобежцев мира и России/ Ю. А. Барышников, М. С. Веселкин// Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире / Матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. по проблемам физического воспитания учащихся / Под ред. проф. Прокудина Б. Ф.- Коломна.: Коломенский государственный педагогический институт, 2008.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >