Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Сборные команд по баскетболу

Особенности психологической подготовки студентов, занимающихся в студенческих сборных мужских командах по баскетболу

Автор: Л.В. Филонов

Чтобы в наши дни воспитать большого спортсмена, требуется высочайший профессионализм  не только в общем, но и в мельчайших деталях спортивного совершенствования. Одна из важнейших деталей - психологическая подготовка.

Чтобы в наши дни воспитать большого спортсмена, требуется высочайший профессионализм  не только в общем, но и в мельчайших деталях спортивного совершенствования. Одна из важнейших деталей - психологическая подготовка. Психологическая подготовка как процесс организации деятельности спортсмена с учетом интегральной характеристики   его   индивидуальности — дело   весьма сложное и тонкое, требующее тщательной специальной подготовки, отличного знания спортсменов, владения арсеналом средств воздействия Естественно, эта работа не может носить характер эпизодических процедур, она требует систематического, серьезного и кропотливого отношения к себе. Особое внимание уделяется исследованию деятельности, протекающей в экстремальных условиях (предельные физические и психические напряжения, риск, дефицит времени).

Объект исследования: процесс увеличения надежности, выраженной в количестве ошибок, совершенных за матч и компонентов психической надежности, у студентов, занимающихся в мужской сборной ННГУ по баскетболу.

Предмет исследования: особенности общей и специальной психологической подготовки, влияющие на надежность, и на развитие компонентов психической надежности.

Гипотеза: Предполагается, что применение приемов общей и  специальной психологической подготовки повысит надежность, которая выражена в количестве ошибок, совершенных за матч и показатели  компонентов психической надежности.  

Цель: Совершенствование методики психологической подготовки у студентов, занимающихся баскетболом в мужской сборной ННГУ по баскетболу, посредством применения приемов общей и специальной психологической подготовки.  

Задачи:

1)     Отобрать приемы общей и специальной психологической подготовки.
2) Выявить воздействие приемов общей и специальной  психологической подготовки на надежность, выраженную в количестве ошибок, совершенных за игру и на психическую надежность спортсмена.

Проведено исследование, в котором проверяется эффективность воздействия приемов общей и специальной психологической подготовки на надежность, выраженную в количестве ошибок совершенных за матч и на компоненты психической надежности.

Экспериментальная и контрольная группа по 10 человек, занимающиеся, одна в мужской команде ННГУ по баскетболу, другая в радиотехническом колледже.


Приемы общей и специальной психологической  подготовки, которые, как мы предполагаем,  эффективно повлияют на надежность спортсмена:
1.    Лекции и беседы.
2.    Гетеротренинг.
3.    Аутогенная тренировка.
4.    Рассуждения и размышления.
5.    Специальные дыхательные упражнения.
6.    Разрядка.
7.    Отвлечение.
8.    Самовнушение.
9.    Контрольные мероприятия.
10.  Товарищеские встречи.
11.  Психофизические упражнения.
12.  Интеллектуальные задачи.
13.  Сбор и информации.
14.    Определение и формулировка соревновательной цели.
15.    Вероятностное программирование соревновательной деятельности.
16.    Саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний.
17.    Сохранение нервно-психической свежести.

Методы оценки: проводилось 6 наблюдений в одной и в другой группах.  Мы присутствовали на играх обеих команд и фиксировали количество ошибок, совершенных игроками  за матч. Для оценки компонентов психической надежности применялась анкета, разработанная кандидатом психологических наук В.Э. Мильманом. Было проведено 3 анкетирования.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1.После анализа литературных источников были отобраны приемы общей и специальной психологической подготовки, которые можно видеть выше (с 1 по 17).
2. При проверке полученных данных выяснилось: в экспериментальной группе общее количество ошибок на команду снизилось с 25 до 13, так же мы хотим обратить внимание на то, что в первой и четвертой четвертях происходит уменьшение количества ошибок с 8 до 2 и с 7 до 3 соответственно.

 Полученные результаты были обработаны математико-статистическим методом, который показал, что данные, которые мы получили, недостоверны, но мы отмечаем положительную тенденцию к уменьшению количества ошибок за весь матч, в первых и четвертых четвертях, а также увеличения компонентов психической надежности. Мы предполагаем, что данные были недостоверны, так как было проведено недостаточное количество наблюдений. Специфика исследования подразумевает, что мы следили только за теми играми, перед которыми исследуемые испытывали повышенное психическое напряжение, а таких игр обычно немного.  

В каждом спортсмене, прежде всего, необходимо видеть неповторимую личность и все задачи решать через уважение к этой личности, каждый раз стараясь, отыскать и выявить скрытые в ней резервы.

Человек должен уметь преодолевать себя, трезво оценивать каждый успех и в конечном итоге увереннее штурмовать спортивный Олимп.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >