Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Занятия по физической культуре





Занятия по физической культуре

Предупреждение травматизма на занятиях по физической культуре студентов вуза

Автор: А.Н. Кутасин

Здоровье – важнейший фактор, определяющий перспективность и результативность деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Физическая культура предъявляет определённые требования к состоянию здоровья студентов. Игнорирование этого положения часто приводит к возрастанию риска получения повреждений и травм. Поэтому преподавателям (тренерам, инструкторам) физической подготовки и необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы риск подобного рода был сведен к минимуму.

Понятие «травма» происходит от греческого trauma – рана, повреждение, сопровождающееся изменением анатомических структур и функции травмированного органа в результате воздействия физического фактора, превышающего физиологическую прочность ткани.

Травмы условно можно разделить на возникающие в результате действия давления, натяжения, сгибания и перекручивания. Кроме того, травмы различают по наличию или отсутствию повреждений наружных покровов (открытые или закрытые), по обширности повреждений (макротравмы и микротравмы), а также по тяжести течения и воздействия на организм (легкие, средние и тяжелые).

Одна группа травм обусловлена нарушением основных принципов построения занятий, а именно систематичности проведения занятий; постепенности увеличения физических нагрузок; принципов наглядности и доступности; последовательности в овладении двигательными навыками; индивидуального подхода к занимающимся. Форсированная подготовка, недооценка разминки, применение в конце занятий очень трудных, технически сложных упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение, недостаточная подготовленность студентов в результате несистематического посещения занятий, неправильное представление о движении, попытки выполнить непосильные упражнения – также являются причинами возникновения травм.

Травмы другой группы составляют 5 % от всех травм. Нарушения инструкций и положений при проведении занятий, а также правил безопасности являются причинами возникновения этих травм, что может быть связано с проведением занятий в отсутствие преподавателя. Также травмы могут быть связаны с большим количеством студентов на занятиях и малыми размерами спортивных залов. Существенным организационным недостатком, ведущим к травмам, является неправильное размещение занимающихся, перегрузка мест занятия, одновременное проведение в зале занятий у нескольких групп под руководством разных преподавателей и разным темам.

Объявление:

Кроме того, возникновение травм в 10–20% случаев обусловлено недостатками в материально-техническом обеспечении занятий. Вот почему оборудованию зала и спортивному инвентарю необходимо уделять большое внимание. Невыполнение нормативных требований при подготовке мест занятий, дефекты поверхности пола, гимнастических матов – все это может стать причиной возникновения тяжелых травм.

От 4 до 6% всех случаев травм связано с нарушениями требований врачебного контроля, а именно: допуском к занятиям лиц, не прошедших медицинский осмотр; участием в занятиях студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья; большой нагрузкой на студента без учета состояния его здоровья и функциональной подготовленности; допуском к занятиям студента после перенесенного заболевания или травмы. Преждевременное возобновление занятий после перенесенных тяжелых простудных заболеваний и травм может привести к возникновению хронических процессов и развитию тяжелых осложнений.

И, наконец, к причинам травм, связанных с недисциплинированностью студентов, относятся: несоблюдение установленных правил, грубость студентов по отношению друг к другу. Иногда травмирование происходит из-за недостаточной внимательности, нечеткого следования командам преподавателя, поспешности выполнения упражнения. Существенную роль в возникновении травм играет и нарушение режима: прием пищи непосредственно перед практическим занятием по физической подготовке, посещение занятия в утомленном состоянии.
В целях профилактики травматизма на занятиях по физической культуре педагог перед началом, во время и после проведения практических занятий в первую очередь обязан:

1. Знать и строго учитывать анатомо-физиологические, психологические и возрастные особенности студентов.
2. Проверять исправность спортивного инвентаря и снарядов.
3. Следить за гигиеной и состоянием здоровья студентов.
4. Следить за тем, чтобы выполнялись только те упражнения и действия, которые предусмотрены данным занятием или определены преподавателем.
5. Не допускать выполнения упражнений заведомо ведущих к возникновению травм.

Преподаватель на занятиях по физической культуре обязан принимать активное участие в устранении причин и последствий травм, незамедлительно прибегая в случае необходимости к помощи медицинских работников, чтобы исключить тяжелые осложнения и развитие различных патологий.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >