Оценка работоспособности студентов |
Критерий лабильности в оценке работоспособности студентов – спортсменов высших разрядовАвторы: Ю.Р. Сапожников, А.Н. Будыгин, Г.И. Володеев, А.В. КрупинОдним из важных показателей функционального состояния анализаторной системы является ее лабильность. Высокий уровень этого параметра обуславливает большую функциональную устойчивость ткани к раздражению и, следовательно, высокую работоспособность. При этом лабильность характеризуется, с одной стороны, предельным числом отдельных раздражений в единицу времени, при котором еще сохраняется ответ на каждое из них, а с другой, способностью воспроизводить различный ритм задаваемых раздражений. Исходя из этих положений, мы проверили сравнительные исследования изменений функционального состояния двигательного и зрительного анализатора у студентов на занятиях физического воспитания. Путем изучения лабильности сенсомоторных процессов и сдвигов, происходящих в результате выполнения дозированной физической нагрузки, предлагалось обнаружить изменения работоспособности баскетболистов высших разрядов при подготовке и участии в соревнованиях. Для оценки качества подготовки к соревнованиям был использован комплекс психофизических методик: методику усвоения и воспроизведения заданных ритмов; определение критической частоты слияния световых мельканий. Определение функционального состояния анализаторов проводилась до начала и сразу же после экспериментального обучения, в состоянии покоя и после нагрузки. В качестве дозированной физической нагрузки применялся гарвардский «степ-тест» без определения индекса работоспособности. На I этапе, кроме констатирующего исследования функционального состояния зрительного и слухового анализаторов, велись педагогические наблюдения за качеством усвоения программного материала по баскетболу. На II этапе осуществлялся групповой педагогический эксперимент: наряду с рабочим планом изучался специальный материал, направленный на повышение лабильности анализаторов. Он состоит из составленного комплекса гимнастических упражнений, направленных на развитие ритмичности и координации движений. Использовались специальные педагогические приемы, учитывающие индивидуальные особенности спортсменов. Полученные данные подвергаются статистической обработке. Включение разработанного комплекса оказалось достаточно эффективным. В результате педагогического эксперимента отмечено существенное повышение лабильности анализаторов, улучшение ритма и координации движений. Объявление: Выявление основных особенностей функционального состояния анализаторов дает возможность правильно организовать тренировочный процесс, повысить работоспособность и готовность студентов – спортсменов к участию в соревнованиях. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|