Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Детские спортивные школы





Детские спортивные школы

Организационно-экономические проблемы детских юношеских спортивных школ на примере СДЮСШОР по баскетболу

Авторы: Филонов Л.В., Малышев В.П.

После сокрушительных поражений на олимпиаде в Пекине и Ванкувере, специалисты в области физической культуры и спорта стали искать причины проблем и возможные пути их решения. В.А. Фетисов показал пирамидальную структуру физической культуры и спорта от массового спорта до олимпийских побед. В основании пирамиды В.А. Фетисов располагает ДЮСШ, показывая, что она является базисом. Как воспитать олимпийского чемпиона? Почему в многомиллионной стране мы имеет такие проблемы? Мы решили проанализировать ситуацию и попробовали обнажить причины на примере СДЮСШОР по баскетболу в  Нижнем Новгороде. 

Немного статистики. За последние 10 лет школа не подготовила ни одного игрока уровня сборной России или профессиональной баскетбольной лиги. В среднем в год выпускалось по 15 человек, за 10 лет 150 человек. На юношеском уровне достижения есть, команды регулярно входят в 10 лучших команд России по своим возрастам, но дальше провал.

В разговоре с директором школы мы поняли, что есть несколько наболевших вопросов, которые мешают работать на должном уровне. Рассмотрим эти проблемы подробнее. Во-первых, стоит острый финансовый вопрос по командированию команд на соревнования различного уровня, понятно, что, не обладая этим ресурсом, невозможно подготовить высококлассных игроков. Отсутствие капиталовложений влечет за собой скудность инфраструктуры спортивной школы, а это отсутствие достаточного места для тренажерного зала, аскетизм в инвентаре,  нехватка дополнительного игрового зала, гостиничного комплекса, бассейна, которые могли бы приносить прибыль и на прямую предоставлять финансовую свободу школе. Во всех немецких спортивных школах все эти компоненты присутствуют.

Наболевший вопрос – это заработная плата тренерам. Нам кажется, это  в первую очередь отталкивает молодых людей от работы в сфере физической культуры и спорта. Конечно, за последние годы ситуация изменилась, но все же возможности платить адекватные деньги в соответствии реальному времени и инфляции школа не может. Повышение квалификации так же требует вложения средств.

Второй острый вопрос – отсутствие должного количества тренеров. В возрасте от 25 до 35 лет работает - 5 человек, от 35 до 45 лет – в этой возрастной категории тренеров нет, старше 45 лет – 4 человека. В школе пропала подготовка девушек по всем возрастам. При попытке рассмотреть аспекты мотивации тренера, оказалось, что люди работают из-за честолюбия, тщеславия, потому что они любят баскетбол. С точки зрения рыночной экономики, в которой мы живем уже почти 20 лет, многие специалисты назвали бы эти моменты устаревшим и архаичными. В системе Российской федерации баскетбола есть определенная система по материальной стимуляции тренера, но она устарела и нуждается в модернизации. Например, если  спортсмен достигает уровня профессионального игрока и тренер вписан в его паспорт баскетболиста, то клуб обязан разово выплатить фиксированную сумму. В той же системе национальной баскетбольной ассоциации, которая сейчас является безусловным лидером в области спортивного менеджмента, тренер получает ежегодные перечисления от зарплаты спортсмена, если попадает в профессиональный баскетбол. Причем, по словам директора школы, многие клубы с большим нежеланием относятся к выплатам в пользу тренера и ДЮСШ и постоянно пытаются найти лазейки в нормативно-правовой базе, чтобы не перечислять средства. Как выход из сложившейся ситуации мы предлагаем разработать целевую образовательную программу по подготовке кадров в области физической культуры и спорта.

Объявление:

Теперь поговорим о баскетбольной вертикали. Обратим свои взоры на запад. Северная Америка заполонила своими игроками весь старый свет, притом сильнейшие игроки остаются в лучшей лиге мира. Система НБА организована и отработана, как автомобиль ручной сборки. В стране, при отсутствии спортивных школ, выстроена четкая прямая от школьника до профессионала, которая позволяет охватить большой объем занимающихся и из них выбрать самых лучших. Какова ситуация в России и в Нижнем Новгороде в частности? До выпуска из спортивной школы все четко и понятно, но после поступления в средне-специальные или высшие учебные заведения, игроки не могут реализовать свой потенциал, лишь не многие дарования готовы показать игру мастера в 18-ти летнем возрасте. Последние несколько лет в нашем городе существует профессиональная баскетбольная команда, которая должна бы создавать структуру, как происходит во многих городах Европы и Северной Америки, но на сегодняшний момент пока непонятна политики клуба в этом вопросе. Баскетбольный клуб БК «НН» пригласил молодежную команду из г. Чехова, для выступления в первенстве дублирующих команд. Конечно, необходима связь между спортивной школой и командой мастеров, Кузница, будь то команда Высшей лиги или несколько вузовских команд выступающих в ассоциации студенческого баскетбола на высоком уровне.

Последний вопрос, который мы бы хотели рассмотреть – это организация учебно-тренировочного процесса в СДЮШОР по баскетболу. Во-первых, на начальном этапе идет набор, а не отбор учащихся. Необходима система прогнозирования ростовых данных. Должны быть созданы такие благоприятные условия, чтобы имидж школы  позволил бы именно отбирать будущих звезд. А что этому мешает? Опять перед нами одинаковые  проблемы – отсутствие финансирования, квалифицированных специалистов и школа не может заявить о себе, заинтересовать родителей и гарантировать им вероятность воспитания профессионального спортсмена.

Баскетбол – это игра высоких людей. Есть ли методика поиска больших ребят? Ответ отрицательный. Вероятность попадания баскетболиста в профессиональную команду зависит от ростовых данных, наличия определенных игровых навыков и физических кондиций. Чаще всего начинают присматриваться к ребятам, чей рост начинается с 190см, есть, конечно, исключения, но они есть в любом правиле.  Рост и игровые навыки должны соответствовать друг другу. Если вы ростом 200м и не умеете играть на периметре, ваши шансы начинают понижаться. Современный баскетбол стал более универсальный, игрок должен уметь играть на нескольких позициях, что опять создает многим игрокам преграды в профессиональный спорт.

Раз школа не может позволить себе нужное количество тренеров, значит, и интегрировать процесс обучения тоже невозможно. Мы говорим о специализации тренеров по группам. Со слов директора школы, в планах выделить два тренера на начальную подготовку, 5-6 тренеров на среднее звено и 2-3 на высшее мастерство. Это по его словам повысит уровень обучения.
В нашей работе мы попытались обозначить организационно-экономические  проблемы в детских юношеских школах  и попытаться дать возможные пути их решения, стремились наметить области для научного исследования, которые смогли бы принести реальную практическую пользу.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >