Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Практика на факультете физической культуры





Практика на факультете физической культуры

Содержательное обеспечение системы учебной практики на факультете физической культуры

Автор: Воронин Д.И.

Обобщение опыта реализации системы учебной практики в различных вузах, осуществляющих подготовку будущих специалистов в сфере физической культуры показало, что она, в большей мере, сформирована априорно, без необходимых теоретических оснований, путем «проб и ошибок». Однако система существует, и ее анализ является необходимой исследовательской процедурой в связи с выявлением имеющегося позитивного и возможностей оптимальной структуризации с прибавлением необходимого. Анализ системы учебной практики связан, во-первых, с выявлением состава ее компонентов, во-вторых, с характеристикой отношений между ними и, в-третьих, с особенностями функционирования компонентов в процессе их реализации. 

В соответствии с общенаучным определением, под содержанием учебной практики следует понимать совокупность элементов и процессов, которые упорядочены определенным образом. Исходя из данного определения, ключевыми терминами являются «совокупность» и «упорядочение». «Совокупность» есть не что иное, как состав компонентов, а «упорядочение» – как последовательность их реализации в пространстве и времени. Следовательно, давая характеристику содержания учебной практики, необходимо определиться в составляющих её компонентах (состав) и порядке их реализации.

Компоненты системы учебной практики можно обозначить как предметные (или учебные) действия.

Анализ учебно-методических комплексов, опрос преподавателей позволил выделить определяющие компоненты учебной практики, используемые в первую очередь для решения задач профессиональной подготовки, специальными дисциплинами факультета физической культуры (ФФК). Они представлены предметными действиями: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, страховка и помощь, прикладные упражнения, полосы препятствий, эстафеты, подвижные игры, разработка конспекта урока, проведение частей урока и урока в целом, анализ урока.

С помощью метода экспертизы конкретизировался выявленный состав предметных действий. В качестве экспертов были привлечены доктора и кандидаты наук по специальностям – 13.00.08 и 13.00.04, а также опытные преподаватели различных кафедр физкультурных вузов РФ.

Объявление:

В результате проведенных исследований был определен состав предметных действий, реализуемых в процессе учебной практики. Их перечень включает 29 наименований. Увеличение числа предметных действий (по сравнению с традиционным их составом) произошло по причине детализации отдельных из них, с учетом анализа типичных ошибок студентов, допускаемых ими в процессе стажерской педагогической практики.

Для выявления значимости и необходимости учебных действий были использованы методы кластерного анализа. В исследовании был использован набор методов математической статистики, представленный в компьютерной программе «Statistica 6.0». Кластерному анализу подверглись 29 учебных действия, формируемых в процессе учебной практики.
Для объединения групп учебных действий, формируемых в процессе учебной практики, по критерию меры взаимоотношений, был осуществлен кластерный анализ. Он позволил распределить учебные действия на кластеры по величине абстрактно задаваемого Евклидова расстояния взаимоотношений.

Кластерный анализ показал, что доминирующее значение в обеспечении операционального компонента готовности приходится на владение предметными действиями, связанными с реализацией базовых функций деятельности: образования (формирование знаний), обучения (формирование способов деятельности) и развития (развитие физических качеств).
Близость расположения показателей, характеризующих действия в связи с реализацией функций деятельности, позволяет обозначить их взаимосвязанные, следовательно, успешно формируемые при условии одинакового уровня проявления. Это значит, что уровни их сформированности (критический, допустимый, оптимальный) должны совпадать. В противном случае низкий уровень одного из этих показателей будет препятствовать проявлению высокого уровня другого. Данное обстоятельство следует учитывать в организации и контроле результативности учебной практики.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >