Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Обучение дельтапланеристов





Обучение дельтапланеристов

К методике обучения начинающих дельтапланеристов

Автор: Самыличев А.С.

Как мы уже указывали [7], в методике летной подготовки в дельтапланерном спорте объективно есть момент, идущий вразрез с методическими принципами спортивной тренировки. А именно: первые полеты в этом относительно новом виде авиационного спорта совершаются без инструктора, без его помощи и страховки. И  это обстоятельство содержит в себе значительную долю риска получения серьезной травмы. В чем мы неоднократно убеждались в первые годы занятий, когда этот новый вид авиационного спорта только начинал развитие у нас в стране [1].

По мере приобретения опыта в летной, технической, тактической, специальной психической подготовке [2, 8] и с появлением очень необычного «ученика» – 78-летнего  ЛЕОНИДА СТЕПАНОВИЧА ЕЛИСЕЕВА, вопрос о безопасности первых полетов передо мной, как тренером Спортивно-технического клуба, встал с наибольшей остротой.

К тому времени, Л. С. Елисеев,  параллельно с учебными полетами, начал скрупулезно посещать тренировки по наземной физической подготовке [4], которые были организованы в спортзале педуниверситета и в специализированном спортзале спортивно-технического клуба (СТК) ДОСААФ Нижегородской области, где имелся батут.

В один из обычных полетных дней на учебном Западном склоне Кузнечихи произошло знаменательное событие: родилась новая, относительно безопасная, методика обучения начинающих дельтапланеристов и одновременно произошло «рождение» нового «летающего человека» [2] Леонида Степановича Елисеева, работающего до пенсии пожарным.

Все началось с совершения нескольких пробежек по горизонтальной поверхности под склоном горы, с аппаратом в руках, в подвесной системе, пристегнутой к дельтаплану. Одновременно с ним пробежку выполняли еще три человека: два старшеклассника, находившихся по бокам, под крыльями и удерживающих дельтаплан за боковые нижние троса, а также тренер, т.е. я, удерживающий сзади килевую трубу и контролирующий общее положение аппарата относительно земли.

Эти меры предосторожности были предприняты мною не напрасно, так как многие из нас недавно стали свидетелями уникальной травмы. Один молодой мужчина, по специальности врач, на наших глазах умудрился ни разу не взлетая, на пробежке поломать обе руки в районе лучезапястных суставов («в типичном месте» – по словам травматологов-хирургов, производивших операцию). Просто споткнулся на пробежке, задел ручкой управления землю и врезался в нее носом аппарата. При этом он очень крепко держался за боковые трубы этой ручки управления и, обладая довольно «рыхлой» конституцией при отсутствии какого-либо спортивного опыта просто «плюхнулся» вперед между боковых труб, не отпуская их, совершив, тем самым, элементарную ошибку.

С тем, чтобы такое не повторилось с нашим необычным «начинающим пилотом», впервые я и попросил двух старшеклассником, имевших в то время небольшой налет на дельтаплане, оказывать помощь, не давая дельтаплану задеть за землю ручкой управления,  одновременно контролируя летательный аппарат по боковым кренам и страхуя от его жесткого «тычка» носом о землю. Моей же  задачей, в случае сбоя пробежки, кроме контроля за общим расположением дельтаплана, оказать содействие в остановке горизонтального движения,  резко опустив килевую трубу вниз и прижав ее к земле.

Пилот получил инструкцию: в случае падения вперед, сразу же отпустить ручку управления и прижать локти к туловищу. Предварительно, несколько раз  имитировали на месте эту ситуацию, поддерживая дельтаплан над землей в полетном положении.

По моей команде все одновременно и плавно начали разбег точно против ветра с небольшим ускорением. Через 6-8 беговых шагов скомандовал «Взлет!» и коротко нажал  на килевую трубу, тем самым, увеличив «угол атаки», приподняв нос дельтаплана кверху. Встречный ветер «сделал свое дело», приподняв нашего «новичка» на метр над землею.

Такое упражнение мы повторяли несколько раз с паузами для отдыха, чтобы закрепить последовательность действий на старте и немного привыкнуть к новым не обычным ощущениям, пусть очень кратковременного, но полета.

Шестую попытку мы все вместе совершили с пологого склона горы, приподнявшись над горизонтальной поверхностью на полтора метра и, тем самым, приблизив условия реального старта, небольшого полета и безопасного приземления.

Каждая последующая попытка выполнялась также после небольшого перерыва (3-5 мин – по самочувствию нашего «пилота») с очень постепенным набором высоты старта.
Когда она достигла 5 метров было принято решение сопровождать пилота  только первые три метра полета, аккуратно отправив его в «свободное плавание».

( И здесь необходимо заметить, что Леонид Степанович сам изготовил свой аппарат с небольшими нарушениями технических требований в сторону его облегчения (ткань, трубы). Но в результате он имел классическое «Крыло Рогалло» – учебный аппарат, обеспечивающий устойчивый полет по прямой и мягкое приземление [1, 3].

К тому же, Л.С. Елисеев, по понятным причинам, не принимал классической горизонтальной аэродинамической позы, и его полет  осуществлялся по параболе, огибающей склон горы. Безопасное, мягкое приземление гарантировали те же аэродинамические качества учебного дельтаплана [1, 3].

Таким образом, благодаря опыту обучения на первом этапе летной подготовки такого необычного пилота нашего города [2]  была создана новая, относительно безопасная, методика обучения начинающих дельтапланеристов.

Литература

1.    Жеглов В.А. Учись летать на дельтаплане / В.А Жеглов, В.Б. Рыбкин, О.В. Мацепуро. – М.: ДОСААФ. – 1980. – 207 с.
2.    Моисеев В.В. Летающие люди – Н.Новгород: ОАО ПИК "Идеал – Пресс" – 2009. – 254 с.
3.    Ордоди М. Дельтапланеризм / М. Ордоди / Пер. с венг. Р.М. Кобаля, Г. Коцки. Под ред. А.В. Кареткина. – М. Машиностроение. -1984. – 168 с.
4.    Рыбкин В.Б. Физическая подготовка / В.Б. Рыбкин, А.С. Самыличев // Крылья Родины. - 1981.- № 1. – С. 22-23.
5.    Самыличев А.С. Самостраховка дельтапланериста // Крылья Родины. – 1982. - № 7. – С. 29-30.
6.    Самыличев А.С. Идеомоторная тренировка // Крылья Родины. – 1989 - № 1. – С. 10.
7.    Самыличев А.С. К методике идеомоторной тренировки в дельтапланерном спорте // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: Тезисы докл. VШ Междунар. научно-практич. конф. – Н Новгород ННГУ им.  Н.И. Лобачевского. – 2009. – 140 с.
8. Шаров В. Ю.  Незаконченный полет / В.Ю. Шаров // Вестник авиации и космонавтики. – 2003. -  № 5. – С. 97-99.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >