Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Обучение технике волейбола





Обучение технике волейбола

Реализация принципа обобщения в процессе обучения студентов технике волейбола

Авторы: Чапурин М.Н., Симзяева Е.Н.

Передовая педагогическая практика и результаты экспериментальных исследований говорят о высокой эффективности процесса обучения, осуществляемого через восхождение от общего, абстрактного понятия к конкретным формам его проявления. Реализация такого подхода способствует развитию творческого мышления у студентов в следствии формирования умений анализа, сравнения, обобщения и способности к целостному системному видению учебного материала. 

Несмотря на большие дидактические возможности принципа обобщения, в практике обучения двигательным действиям по-прежнему преобладает аналитический подход, когда изучение отдельных элементов техники вида спорта осуществляется без раскрытия их места в целостной системе.

Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная исследованность частно-методических аспектов реализации принципа  обобщения в обучении двигательным действиям. В настоящее время имеется небольшое количество экспериментальных работ, освещающих эти вопросы. В. Ф. Костюченко предлагает обучение системе двигательных действий, входящих в содержание вида спорта, начинать с освоения общих структурных единиц для всех или большинства действий с последующей детализацией в зависимости от специфики конкретного действия. Им установлено, что при условии реализации принципа обобщения в обучении общее количество изучаемых элементов сокращается почти вдвое по сравнению с традиционной методикой. У обучаемых формируется целостное представление о системе двигательных действий, составляющих содержание данного вида спорта.

О необходимости комплексного обучения технике волейбола на основе непосредственного взаимодействия логически сопряженных в игре технических приемов говорится в диссертационном исследовании К.К. Маркова.      

С учетом этого Л.В. Булыкина рекомендует ориентироваться при определении рациональной последовательности изучения технических приемов волейбола на два основных принципа. Первый - это принцип структурного обеспечения движений, который предполагает предварительное формирование двигательных структур, сходных по форме и механизму с изучаемыми техническими приемами через использование подводящих упражнений. Это позволяет сформировать у студентов перед началом изучения или совершенствования технического приема навыки выполнения необходимых движений, которые входят в их содержание. Вторым принципом является - принцип стандартности форм движения. Он предполагает объединение однородных элементов технических приемов в блоки, и представлять их в виде организованной системы с целью последующей стандартизации отдельных движений при освоении комплекса технических приемов игры.

Реализация принципа обобщения в обучении технике волейбола в учебном процессе предполагает, с одной стороны, структурирование ее содержания с учетом общего и частного, с другой – развертывание этого содержания в учебно-познавательной деятельности в направлении от общего к частному, от базовых, общих для всех технических приемов к конкретным формам их проявления. Решение второй задачи связано с определением рациональной последовательности изучения элементов и технических приемов в целом с учетом существующих между ними логических связей.

Реализация этих задач обеспечивает степень методологической целостности обучения технике волейбола, способствует ее целостному системному видению, формированию двигательных умений и навыков, высокой степени обобщенности.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >