Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Оздоровительная аквааэробика





Оздоровительная аквааэробика

Особенности реализации индивидуального подхода при проведении групповых занятий оздоровительной аквааэробикой в бассейне ННГАСУ

Авторы: Березина Л.В., Панова Т.Н.

Аквааэробика – это система специально подобранных физических упражнений, выполняемых в воде в темпе музыкального сопровождения. Их выполнение, связанное с погружением в воду, охлаждением занимающегося и давлением на него воды, создает благоприятные условия для работы и тренировки сердца, эффективному расщеплению жира, укреплению мышц и суставов, расходу большего количества калорий, чем при выполнении тех же упражнений на суше. Кроме того, занятия в воде позволяют избежать травм, так как безопорное положение тела уменьшает давление на суставы, связки и мышцы. Занятия аквааэробикой создают большой терапевтический и расслабляющий эффект для нервной системы занимающихся. Аквааэробикой могут заниматься даже люди, которые не умеют плавать или чувствуют себя неуверенно в воде. Очень полезны занятия аквааэробикой для людей с избыточной массой тела в воде.

В бассейне ННГАСУ занятия аквааэробикой проводятся уже в течение 10 лет, что позволило тренерам-преподавателям накопить огромный опыт в организации и проведении этих занятий с максимальным оздоровительным и тренировочным эффектом для занимающихся. На занятия аквааэробикой приходят люди как физически подготовленные, так и неподготовленные, умеющие и не умеющие плавать, разного возраста, разных типов телосложения, люди, имеющие проблемы со здоровьем и из групп повышенного риска (беременные женщины, кормящие матери, пожилые люди). Проведение занятий в группах состоящих из занимающихся, смешанных по всем этим  признакам требует высочайшей квалификации тренера-преподавателя при составлении программ и планов занятий и умения применять индивидуальный подход до, во время и после занятий оздоровительной аквааэробикой.

Индивидуальный подход тренера-преподавателя начинается при первом знакомстве с занимающимся, при приеме медсправки с разрешением на занятия в воде и опросе об индивидуальных особенностях, уровне подготовленности и умении держаться на воде. В начале каждого занятия тренер – преподаватель проводит контроль ЧСС и информирует занимающихся о необходимости постоянного контроля за своим состоянием во время занятия (головокружение, одышка, плохое самочувствие и т.д. недопустимы при занятиях на воде). Тренер преподаватель должен знать психофизические особенности занимающихся, наблюдать и учитывать показатели дыхания, пульса, окраску кожных покровов лица, состояние координации движений, внимание, выражение глаз, мимику, характер реакции каждого занимающегося на новые задания. Необходимо учитывать высказывания и жалобы занимающихся на нагрузку и снижение работоспособности, проявлять максимум наблюдательности, быть осторожным в выводах при жалобах на утомление.

Для безопасной и эффективной тренировки рекомендуется выполнять упражнения с интенсивностью 60-80% от максимальной ЧСС. Для этого на 30-35 минуте 45 минутного занятия необходимо провести контроль ЧСС. Слабо подготовленным целесообразно заниматься с интенсивности ниже 60% от максимальной ЧСС. После окончания занятия пульс должен прийти в норму через 7-10 минут.

Для индивидуального дозирования нагрузок тренер преподаватель может уменьшить или увеличить количество повторений, изменить амплитуду движений, уменьшить или увеличить быстроту движений и темп (выполнять движения на каждый музыкальный счет или через 2,4,8 счетов), увеличить или уменьшить расстояние передвижений, использовать дополнительную нагрузку для улучшения плавучести или увеличения сопротивления (аквапояса, гантели).

Кроме того, в бассейне ННГАСУ для занимающихся с низким уровнем подготовленности и неуверенно чувствующих себя на воде можно использовать участок мелкой воды. Не менее важную роль в индивидуализации каждого упражнения играет усложнение или упрощение исходных и заключительных положений.

Учитывая особенности работы в различных бассейнах, в том числе и бассейне ННГАСУ, невозможность создания на их базе групп с многоуровневой подготовкой, мы предлагаем использовать элементы индивидуального подхода, как средство регулирования нагрузки при проведении групповых занятий аквааэробикой с занимающимися с разным уровнем подготовленности, возраста и состояния здоровья.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >