Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Методика знаю, могу, реализую





Методика знаю, могу, реализую

Методика «знаю, могу, реализую» в физкультурной практике вуза

Автор: Доленко Ф.Л.

Общепринятое, закрепленное в учебных и рабочих планах разделение физкультурных занятий на теоретические и практические по многолетней традиции не подвергается пересмотру. Так занимаются все.

Тем не менее, эта традиция сильно влияет на глубину и «предметность» восприятиях теоретического материала. Спонтанно закономерный клиринг (зазор, разрыв) между теорией и практикой. При этом теория даже в самом лучшем преподнесении, независимо от благих намерений лектора, приобретает умозрительный, дежурно «плановый» характер. Слушатели воспринимают ее почти исключительно как очередную порцию знаний, а не как руководство к действию.

Значение же и мотивационная сила знаний, преподнесенных в предельно конкретной, тренировочной, проблемной ситуации, многократно возрастает, поскольку требует немедленной проверки, осмысления, интерпретации и внедрения.

Таким образом могут быть доведены практически все разделы теории энергообеспечения и биомеханики ортоградной мышечной деятельности:

ЧСС, частота и глубина дыхания, оксигенация крови, связь дыхательных циклов и фаз с положениями и движениями туловища, с интенсивностью двигательной деятельности, напряжением и расслаблением мышц, фазы мышечного сокращения и растягивания, работа костных рычагов и углы приложения сил, амплитудные и плоскостные возможности крупных суставов, их надежность и подверженность травматизации, дозировка силовых, динамических и статических нагрузок в конкретном движении, действии, упражнении и т.п.

Перечень существенных тем и аспектов, по-видимому, огромен и не укладывается ни в какие аудиторные лекции.

В связи с острой спецификой данной методики возрастают требования к теоретико-практической подготовке преподавателя физкультуры, который сам, в первую очередь, должен воспринимать педагогический процесс, как единое целое. Это не только новая идеология физкультурно-преподавательской деятельности, но и качественно новый уровень компетентности, предполагающий кроме наличия всесторонней теоретической подготовки высокую мобильность, моментальную мобилизуемость квантов теории, адекватных проблемно-педагогической ситуации на уроке.

Естественно, это предъявляет совершенно новые и весьма жесткие требования к глубине и всесторонности овладения предметом, быстроте и безупречности педагогической реакции, отличной оперативной памяти.

Теория здесь может оформляться в виде мини-лекций (1-2 минуты) или даже отдельных реплик. Главное, чтобы они были предельно информативны, удобопонимаемы и выразительны.
Практика показывает, что эффективность предлагаемой методики, которая заслуживает названия «знаю, могу, реализую», на порядок выше. У студентов возникают вопросы, отражающие существо дела, требующие немедленного, в том числе экспериментального, разрешения.

Пример: приседание из основной стойки, ноги на ширине плеч. Цель – пояснить, почему необходимо сгибать ноги не более, чем до 900 между голенью и бедром. Показать, что при более низком приседании четырехглавая мышца бедра не столько разгибает ногу, сколько вдавливает коленную чашку между мыщелками бедренной кости (критический угол у штангистов), травмируя хрящевое покрытие коленного сустава и форсируя его изнашивание.

Пример: объяснить, почему приседать целесообразно несколько медленнее, чем разгибать ноги. Быстрое приседание инерциально уменьшает нагрузку на мышцы бедра и почти исключительно производится под действием силы тяжести. Зато резко возрастает импульс торможения в самом конце опускания ОЦМ. Это не только перегружает коленный сустав, но и затрудняет и замедляет разгибание ноги, которое имеет особую ценность во всех силовых и скоростно-силовых упражнениях, особенно в прыжках.

Микроэксперимент: сравнение эффективности двух вариантов работы при прыжке в длину с места.

1 вариант (стихийно наиболее массовый): прыжок из фиксированного (даже всего полсекунды) стартового положения, где ноги согнуты под углом в 900.

2 вариант: после медленного замаха ноги полностью разгибаются, прыгун даже несколько поднимается на носки. Прыжок выполняется за счет слитного и экстренного сгибания – разгибания (так называемый «трамплин» или «прыжок с ходу»). Формируется представление об увеличении мощи и быстроты сокращения при использовании упругости предварительно напряженных мышц (возможно введение в обиход термина «рекуперация»).

Доказательством оптимизации биомеханики прыжка во втором варианте служит срочное увеличение его длины на 15-20 см, что для этого упражнения (теста) весьма существенно.
Налицо естественное и продуктивное соединение эмпирики и теоретического осмысления двигательного действия.

Предлагаемая методология «знаю, могу, реализую» в числе прочего может помочь хотя бы частично решить вечную проблему вузовской физкультуры – острейшего дефицита учебных часов. Достигается это перераспределением часов теории и практики в пользу часов «натуральной» физкультуры. Конечно, это не означает полного отказа от аудиторных занятий, но они должны быть, во-первых, минимизированы, а, во-вторых, посвящены лишь адекватным вопросам вегетатики.

Таким образом, не ломая в принципе сложившуюся структуру вузовских физкультурных занятий и строго в «прокрустовом ложе» госстандарта, реализуется радикальная модернизация и рационализация этого слишком устоявшегося (застоявшегося?) процесса.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >