Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Физическая культура arrow Алтимат как вид спортивной культуры





Алтимат как вид спортивной культуры

Алтимат как вид спортивной культуры на пути модернизации физического воспитания студентов вузов

Авторы: Уланова Е.А., Щуров А.А., Широкова М.А.

Учеба в ВУЗе характеризуется получением большого объёма информации, напряжением сенсорных систем организма, низким уровнем двигательной активности, что приводит к изменению функционального состояния сосудистой системы и сердца, психо-эмоциональными нагрузками во время сдачи экзаменов и особенностями режима дня. По данным российских авторов, значительная часть студентов ВУЗов (47,6%) имеет хронические заболевания к окончанию ВУЗа, их количество достигает 63%. Поэтому становится все более очевидным, что центром приложения усилий гигиенической науки должен быть, прежде всего, здоровый человек, охрана и укрепление его здоровья [1-4]. Сложной задачей для преподавателей физической культуры было найти возможность не только обучать, но и заинтересовывать студентов, проводить занятия в виде игры.

Одной из идей была простая игра – Алтимат (Фризби). Фризби является эффективным средством развития многих психосоматических качеств:

ловкость, быстрота, выносливость, улучшает координацию и точность движений, повышает скорость двигательной реакции, совершенствует зрительный и вестибулярный аппарат, способность концентрироваться и ориентироваться в пространстве [5,6].

В общем, то же самое делает почти любой вид спорта, и даже утренняя зарядка не исключение. Но есть кое-что, что делает фризби особенным –
философия фризби. Философия фризби, – «Дух Игры», отводит доминирующее значение моральным принципам. Дух игры включает уважение к сопернику, ответственность за свое поведение на поле, соблюдение правил, разрешение спорных ситуаций.

Можно рассмотреть фризби в его многообразии конкретных  формах сути и организации игры и подходить к ней как к индивидуальной и социальной структуре, чтобы попытаться понять игру, так как  воспринимает ее сам играющий, в ее первичном значении. Это, в свою очередь, ведёт к пониманию ценностей и значения образов, которые претворяет играющий во фризби; ценности самого претворения в образы; определение, как и в чём проявляются эти образы в самой игре.

В работах 2011 года, направленных на изучение алтимата, как вида спорта, были проведены исследования, результаты которых показывают нам, что алтимат – это, прежде всего, вид спорта. Но этот вид спорта представлен именно в виде игры. Это и является его уникальностью. Здесь нет судей, каждый игрок сам принимает решение о правильности своих действий и действий других игроков. Шансы каждой команды зависят от подготовки всех участников, от их ловкости, скорости, способности быстро и четко принимать решение, т. е. не только от отработанных действий, но и от врожденных способностей, которые развиваются и оттачиваются в процессе тренировок. Спортсмены не просто участвуют в соревнованиях, но и получают удовольствие от каждой игры.

Таким образом, алтимат позволяет:

•    Выстроить новые отношения – педагог как организатор образовательного процесса, а не носитель знания.
•    Построить занятия по физической культуре в рамках единого образовательного процесса формирования компетенций заявленного направления подготовки.
•    «Дух игры» – как форма совместной деятельности в форме рефлексии – по заданной системе оценивают друг друга, что формирует компетенции связанные с анализом и навыками рефлексии.
•    Оценки по «Духу игры» имеют форму оценки не просто техники игры и/или результатов игры, но и оценивают «позитивный настрой во время игры», «справедливость» и пр., что несет в себе мощный воспитательный потенциал.
•    Алтимат бесконтактный вид спорта, что определяет необходимость выстраивания взаимодействия с иными участниками, как своей команды, так и команды противника.
•    Алтимат, становится для играющего, не столько полем реализации физических и игровых потребностей, сколько совокупностью развития психических и социальных аспектов личностной культуры в образах игры.

Литература

1.    Баевский Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. – М.: Наука. 1984. – 221 с.
2.    Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и  патологии. – М.: Медицина. 1979. – 295 с.
3.    Брехман И. И. Введение в валеологию, науку о здоровье. – Л.: Наука. 1987. – 123 с.
4.    Казначеев В. П. Клиническая патология транскапиллярного обмена. – М.: Медицина. 1975. – 238 с.
5.    Самыличев А.С. Теория физической культуры и спорта. Основные понятия и термины: Учебно-методическое пособие/ ННГУ, 2011– 35с.
6.    Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 – 264с.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >