Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Работа в кризисных ситуациях





Работа в кризисных ситуациях

Мастер-класс как одна из форм подготовки специалистов по социальной работе в кризисных ситуациях

Автор: М. И. Свидерских

Горно-Алтайский государственный университет, Краевое государственное учреждение социального обслуживания «Краевой кризисный центр для женщин» (г. Барнаул) Практика социальной работы показывает, исследовательская деятельность это подтверждает, что огромная часть кризисного консультирования осуществляется чаще не врачами-психотерапевтами, а психологами и специалистами по социальной работе и даже волонтерами. Данный факт доказывает тезис о том, что кризис это не заболевание, а ситуативное состояние, которое сопровождается повышенной тревожностью, напряжением, агрессией и человеку необходима поддержка для позитивного переживания кризиса (это объясняется, скорее, в терминах социальной природы человека, чем в терминах болезни). 

Следовательно, тому, кто помогает переживающему кризис, не нужно быть психотерапевтом, а процесс помощи не нужно определять как кризисную терапию. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения технологий, которые могут применяться специалистами по социальной работе в кризисных ситуациях или при кризисных состояниях. Кризисное телефонное консультирование – это одна из таких инновационных технологий социальной работы, применяемая в этих ситуациях.

То, что кризисное телефонное консультирование это именно технология, подтверждает наличие следующих признаков: динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с абонентом и в эвристическом характере деятельности; непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с абонентом и оказывать на него влияние; цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с абонентами; дискретность процесса, которая заключается в неравномерности воздействия на абонентов с момента определения цели до исполнения решения.

Социальная работа это относительно молодая профессиональная деятельность (в России нормативно регламентирована в 1991 году). Поэтому ощущается недостаток в квалифицированных специалистах по социальной работе, что вызывает необходимость переподготовки и повышения квалификации, которое можно проводить через курсовую подготовку, тренингисеминары, мастер-классы. В качестве примера эффективной, удобной формы подготовки специалистов по социальной работе в кризисных ситуациях предлагаем мастер-класс «Кризисное телефонное консультирование подростков, подвергшихся сексуальному насилию». Здесь под термином «подростки» понимаются девочки, так как они чаще подвергаются сексуальному насилию, чем мальчики. Цель мастер-класса: обучение кризисному консультированию подростков, подвергшихся сексуальному насилию через демонстрацию опыта работы по данной проблематике.

Задачи:

Объявление:

1 Осветить основные принципы работы на Кризисной линии;

2. отразить специфику телефонного консультирования по теме сексуального насилия;

3. обозначить особенности работы с подростками, подвергшимися сексуальному насилию;

4. продемонстрировать работу со случаем (кейс) на Кризисной линии для женщин КГУСО «Краевой кризисный центр для женщин»;

5. осуществить супервизорскую работу. Ход мастер-класса.

1. Знакомство, представление Кризисного центра для женщин, Кризисной линии, ведущей мастер-класс, участников (10 минут).

2. Обозначение основных принципов работы Кризисной линии: «Я рядом» постоянное оказание поддержки через техники активного слушания; «Безоценочный подход» принятие личности абонента и его ситуации без оценки с позиций «хорошо-плохо», «правильно-неправильно» и т.д.; «Анонимность и конфиденциальность», который «работает» в обе стороны – для консультанта не имеет значения то, как зовут абонента, его точный возраст, образование, семейное положение, должность и другие социальные статусы (он имеет право говорить или молчать о них) и вся полученная информация об абоненте остается внутри отделения и является информацией для служебного пользования; такая же информация о консультанте является табуированной для абонента (с целью безопасности, консультант может сообщить только, что он прошел специальную подготовку); «Не давай советы» принцип помогающий избежать «спасательства», влекущего за собой эмоциональное выгорание и помогающий активизировать абонента в принятии решения его ситуации; «Не подвергай сомнению слова и чувства абонента» нарушение этого принципа может повлечь за собой углубление посттравматического стрессового расстройства, вызвать агрессию и недоверие со стороны абонента; «Ремонтируй только то, что сломалось» консультант работает именно по тому запросу, который предъявляет абонент, не ставя диагнозов и не выдвигая гипотез; «Запрещается пользоваться психотерапевтическими техниками» в кризисном телефонном консультировании не используются техники, помогающие изменить состояние сознания абонента и таким образом проработать кризис, данный принцип связан особенностями телефонного консультирования, которые проявляются в неприменении при консультировании практически всех каналов восприятия (кроме аудиального) и с ненадежностью работы телефонных линий, что может повлечь за собой прерывание разговора (15 минут).

3. Рассмотрение специфики кризисного консультирования подвергшейся сексуальному насилию. Теоретический блок, включающий в себя понятие сексуального насилия, его виды, мифы в отношении сексуального насилия; практический блок: этапы консультирования, техники и приемы, применяемые в работе с подростками (45 минут).

4. Рассмотрение особенностей работы с подростками, пережившими сексуальное насилие: психологические особенности, чувства пострадавшей, специфика консультирования пострадавшей, техники, применяемые в работе с подростками (45 минут).

5. Представление случая из практики работы Кризисной линии для женщин: описание хода консультации с комментариями (15 минут).

6. Супервизорская работа (по запросу): выявления затруднений, поиска обобщенного принципа регуляции деятельности, несоблюдение которого порождает проблемы, поиска готового или разработки нового способа разрешения конкретной ситуации – адекватного обобщенному принципу. В завершении необходимо отметить, что кризисное телефонное консультирование – инновационная технология социальной работы, которая требует дальнейшей исследовательской практики, что повлечет за собой совершенствование технологии и повышение уровня подготовки специалистов по социальной работе.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >