Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Философия arrow Понятие картины мира





Понятие картины мира

К вопросу об эволюции понятия «картина мира»

Автор: Ю. С. Рудакова

Определение места человека во Вселенной связано с построением картины мира как упорядоченной целостности, синтезирующей разнообразные знания на основе системообразующего начала, которое задает мировоззренческую установку и ценностные поведенческие ориентиры. Являясь фундаментальным понятием, за время своего существования оно претерпело значительные изменения.

"Под термином "картина мира" принято понимать целостный глобальный образ мира, который возникает у человека в результате мыслительной деятельности в процессе его контактов с реальностью"[1,39]. В литературе представлено достаточно широкое разнообразие точек зрения относительно понятий "картина мира", "научная картина мира", "общенаучная картина мира", "естественнонаучная картина мира", "частнонаучная картина мира". Кроме того, обосновываются и вводятся такие определения, как физическая, механическая, химическая, биологическая, экологическая, языковая и другие картины мира.

Первоначально термин "картина мира" был выдвинут в рамках физического знания в конце XIX века, и стал употребляться для обозначения образа исследуемой реальности. М. Планк под физической картиной мира понимал "образ мира", формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Кроме того, он разводит понятия практической и научной картин мира. С практической он связывал вырабатываемое постепенно на основании переживаний целостное представление человека об окружающем мире. Научную же картину, имеющую относительный характер, Планк рассматривал как модель реального мира в абсолютном смысле, независимо от отдельного индивида и всего человеческого мышления. Такой подход допускал некоторое упрощение и схематизацию реальности с выделением существенных элементов, отождествлявшихся с объективной реальностью. Поэтому до определенного момента картина мира соотносилась с самим миром и была безсубъектна. Именно схематизация реальности выдвигалась в качестве необходимого условия вычленения сущностных черт и закономерностей мира, которые позволяют понять реальность в ее полноте и многообразии. Этот принцип позволил применять термин "картина мира", "образ мира" по отношению к различным областям знания.

Традиционная деятельность человека до определенного времени протекала в рамках непосредственного взаимодействия с предметами труда. Однако выход за пределы реальности, воспринимаемой органами чувств, и получение результатов деятельности без прямого контакта с вещами включили в состав человеческого мира новые образования. Естественные органы чувств усиливаются искусственными приспособлениями, позволяющими видеть во много раз дальше, слышать лучше, что приводит к возникновению ситуаций, не контролируемых природными свойствами человека. Деятельность человека начинает выходить не только за пределы чувств, но и за пределы его мышления и даже воображения. Все это привело к появлению нетрадиционных способов схематизации реальности, основанных на конкретно-чувственном способе воспроизведения действительности.

М. Хайдеггер связывает суть развития картины мира с теми решающими изменениями, которые происходят в обществе. Он фиксирует этот процесс в отношениях человека и картины мира как изображение, понимание, превращение, покорение [2]. Очевидно, что для Хайдеггера проблема формирования картины мира тесным образом связана с мировоззрением как жизненной позицией человека.

Объявление:

Современное понимание этого интегрального понятия отражает позицию Хайдеггера и построено на включенности человека в систему "мир", "на его особую роль как субъекта познающего, описывающего и изменяющего этот мир"[1,39].

Таким образом, вторая половина XX века характеризуется становлением нетрадиционных картин мира, напрямую не соотносимых с объективной реальностью. По форме они тождественны обычной специальной картине мира, но по содержанию выходят за рамки схематизированного и систематизированного знания. "Нейролингвистическая, лингвосинергетическая, публицистическая, языковая, информационная и другие картины мира с неизбежностью пополняют реестр образов реальности, воспроизводимых современным сообществом"[1,43]. Картины реальности, формируемые отдельными научными дисциплинами, взаимодействуют между собой, заимствуя язык, а также гноселогические и аксиологические конструкции и схемы.

Использование при оценке реальности когнитивных схем, заимствованных из различных областей знаний, привело к трансформации представлений и появлению новых образов реальности внешнего мира не вычленяемых ранее. Продуктивность таких заимствований заметно повышается при взаимодействии с мировоззренческими структурами. В свою очередь, общая картина мира, интегрирует наиболее важные достижения отдельных наук, постоянно углубляя, уточняя и усложняя, получаемый в результате этих исследований образ мира, отправной точкой отсчета в которой является человек, объединяющий рациональный и образно-эмоциональный способы упорядочения целостности Вселенной.

Литература

1. Мансурова, В.Д. Журналистская картина мира как фактор социальной детерминации // В.Д. Мансурова - Барнаул, 2002. - 237 с.
2 Хайдеггер, М. Бытие и время. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер // Составл., переводы, вступ. статья, примеч. А. В. Михайлова -М.: "Гнозис", 1993. - 464 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >