Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Философия arrow Скептическая философия





Скептическая философия

Критерий «Очевидного» в скептической философии на основании материала Секст Эмпирик «Три книги пирроновых положений»

Автор: Д. С. Зудилин

Ни один из видов античной мысли не был столь противоречив в отношении истины, как скептический способ рассуждения. Ведь в этом месте у Секста Эмпирика, существует небольшое противоречие, а именно характеристика скепсиса - как философии ищущей истину, с одной стороны, и призыв к невозмутимости и отказу от высказывания суждений, с другой. На наш взгляд необходимо поэтому по другому расставить акценты на скепсисе, не акцентировать его как Секст Эмпирик на стремлении к невозмутимости, а постараться воскресить именно "Академический скепсис".

С его способностью опровергать устоявшиеся догмы и утверждения. Что на наш взгляд и было самое ценное в Скепсисе, как части Античной традиции. Предположим, что это была своего рода способность продвигать мысль за рамки ограниченные догмами. Поэтому Скепсис и назывался ищущей философией, из-за этого скептик ничего и не говорил первым, избегая догматизма, сама цель Академического скепсиса, в создании альртенативного суждения. Но настолько благи, настолько и далеки цели, только, что выдвинутые нами. В основном из-за полнейшей не разработанности данной темы, представляющей в отечественной науке одно большое белое пятно. Поэтому скорее в рамках кандидатской или докторской диссертации, причем вполне вероятно не одного доктора вероятно возможно их достижение. О пользе которого мы говорить не будем, признав её очевидной. В рамках данной работы наша цель довольно скромнее, а именно наметить разбор таких понятий, употребляемых Секст Эмпириком как "явленное", "мыслимое", "очевидное", "неочевидное".

В основании всей скептической философии Секст видит способность противопоставлять то, что явлено в ощущениях или "явленное", с мыслимом о явленном или "мыслимом". Ставя под сомнение мыслимое, и сомневаясь в его достоверности, Секст говорит о построении любых скептических рассуждений путем именно противопоставления явленного и мыслимого, мыслимого и мыслимого, явленного и явленного. И через нахождение противоречий, во время этого противопоставления и появляется возможность опровергать любые суждения или создавать новые противоположные изначальным, "создавая, таким образом, Апорийность суждений"[1]. Но во время подобных рассуждений нам не стоит забывать, что Секст, будучи скептиком, не создал "жесткой и хорошо обозримой конструкции собственной терминологии" [2] (Лосев). И все понятия, вводимые им для объяснения основ скепсиса не догматичны. В частности обратите внимание: "мыслимое" для него уже находится под сомнением. Но если одна из введенных категорий уже вызывает сомнение, то это может означать признание второй, а именно "явленного" -истинной, или достоверной. Что перечит изначальной посылке скепсиса Секста, утверждающей что "цель скептической философии в воздержании от окончательного суждения". Но и с другой стороны отождествление явленного и мыслимого, через постановку и того и другого под сомнение, неприемлемо для Секста. "Явлением же мы называем "ощущаемое" и поэтому противополагаем ему "мыслимое"[3]. Вероятно это различение было частью античной традиции. Вспомним, например Платона и его невозможностью видеть мысли и мыслить вещи: "И мы говорим, что те вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть"[4]. Да, и третий троп Энесидема, предупреждает о невозможности "мыслить вещи", говоря: "Все видимое есть не в большей степени одно, чем другое"[5]. Вводя, таким образом, иссономию в процесс осмысления того, что дано в ощущениях, и останавливая мысль от движения в этом направлении. Вероятно, для этого Секст и вводит особую главу "Отрицает ли скептик явленное", где признает не возможность этого отрицания. Выходит из сложившейся ситуации Секст следующим образом, когда он дает определение догмы, вводится новый термин "неочевидное". На котором, по мысли Секста и строятся все догмы, через: «Приятие какого-либо положения из неочевидного и составляющего предмет научных изысканий». Истинным же, Секст признает, очевидно явленное в ощущениях, и во всех рассуждениях, он на первое место всегда ставит явление. И все последующие рассуждения он стоит на «положениях в соответствии только с явлением».
Таким образом, Скептическая способность, по мнению Секст Эмпирика строится, на способности разделять и противопоставлять «очевидно явленное» и «мыслимое». Причем противопоставление всегда начинается с рассмотрения явленного и признание истинным того положения, что идет непосредственно вслед за явлением[6]. Тем не менее, работа на эту тему автором данных тезисов только начата, и окончание её предвидится еще очень не скоро.

Примечания

1.    Чанышев А.Н. «Философия древнего мира», М 1999, стр 341.
2.    Лосев А. Ф. Примечания к «Три книги Перроновых положений» №3
3.    Секст Эмпирик «Три книги Перроновых положений» кн. 1, фраг. 9
4.    Платон «Гос-во» VI кн. фрагм. 22 b..
5.    Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Пиррон фрагм. 80-82, стр 358
6.    Секст Эмпирик « Три книги Пирроновых положений» кн1. фраг. 17

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >