Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Конкурентоспособность образования





Конкурентоспособность образования

Стратегическое планирование как фактор повышения конкурентоспособности муниципального образования

Автор: Н. А. Акимова

Под конкурентоспособностью муниципального образования в экономической практике понимается его способность обеспечить высокое качество жизни населения и возможность реализовать имеющийся на территории экономический потенциал.

В условиях, когда наблюдается соперничество между муниципальными образованиями за привлечение определенных видов ресурсов, инвестиций для создания привлекательных условий жизни для населения, органам местного самоуправления необходимо выявлять и развивать конкурентные преимущества территории.

Выявление же конкурентных преимуществ муниципального образования и разработка комплекса мероприятий по их развитию, возможны лишь в рамках стратегического планирования комплексного социально-экономического развития территории.

ФЗ № 131 от 06.10.03г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» принятие и организацию выполнения планов комплексного социально-экономического развития муниципального образования относит к одному из основных видов полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Однако, как показывает практика, используемые подходы к разработке комплексных программ социально-экономического развития не только не способствуют развитию конкурентных преимуществ муниципального образования, но даже не всегда позволяют выявить сильные, слабые стороны и индивидуальные особенности муниципального образования
В качестве одной из основных проблем можно отметить низкий уровень научно-методического обеспечения данного процесса. Так, например, предъявляются одинаковые методические требования по созданию комплексной программы социально-экономического развития территории к муниципальным образованиям разного типа, т.е. не принимаются во внимание количественные и качественные особенности муниципальных образований.

Выявление и обоснование необходимости развития тех или иных конкурентных преимуществ муниципального образования в рамках стратегического территориального планирования зависят во многом от качества аналитической проработки информации. В настоящее время основным источником получения информации, необходимой для анализа социально-экономического развития муниципального образования является система статистической отчетности. Однако, статистическая информация, предоставляется органами государственной статистики на платной основе и зачастую, не соответствует предъявляемым к ней требованиям.

Объявление:

Ряд проблем в процессе формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования связан с тем, что в настоящее время у органов местного самоуправления отсутствует информация о прогнозах и программах развития крупных промышленных предприятий, расположенных на территории муниципального образования. Это, объясняется тем, что многие промышленные предприятия входят в состав вертикально ориентированных финансово-промышленных групп, головные структуры которых зарегистрированы в других муниципальных образованиях.

Одним из важных вопросов разработки перспектив социально-экономического развития муниципального образования и их реализации является учет и формирование общественного мнения. Однако, как показывает практика, органы власти многих муниципальных образований не только не учитывают мнения и предложения разных групп населения, но и даже не знакомят жителей муниципального образования с основными целями и задачами по развитию конкурентных преимуществ муниципального образования.

Даже обязательное условие завершения разработки комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования -широкое обсуждение с населением и утверждение представительным органом местной власти, представляет собой в современных условиях не более, чем формальность. Это объясняется тем, что перед утверждением комплексной программы социально-экономического развития все ее основные мероприятия должны быть согласованы и утверждены в органах государственной власти субъекта РФ.
Определенные трудности в процессе формирования комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования связаны с тем, что во многих муниципальных образованиях действующие генеральные планы разработаны еще в 70-80-е гг. ХХ века, а, следовательно, с изменением социально-экономических условий развития утратили свою актуальность. Не соответствие генеральных планов современной ситуации не позволяет определить мероприятия по рациональному использованию имеющихся ресурсов для создания комфортных условий проживания населения, а, следовательно, и снижает инвестиционную привлекательность муниципального образования.

Эффективное развитие отдельных конкурентных преимуществ того или иного муниципального образования возможно лишь при наличии межмуниципального сотрудничества. Это связано с тем, что в пределах крупного города с его развитой инфраструктурой, не говоря о сельском поселении со своим специфическим укладом жизни, трудно обеспечить в полной мере многочисленные потребности человека. Поэтому органам местного самоуправления близлежащих муниципальных образований необходимо совместно разрабатывать комплекс мероприятий по развитию отдельных направлений транспортной и инженерной инфраструктуры, охраны окружающей среды, социальной сферы и т.д.

Таким образом, необходимым условием обеспечения конкурентоспособности муниципального образования, а, следовательно, и высокого качества жизни населения, является выявление и развитие конкурентных преимуществ территории в рамках стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Однако, в настоящее время повышение эффективности формирования комплексных программ социально-экономического развития требует совершенствования как научно-методического, так и организационного обеспечения этого процесса на региональном и местном уровнях.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >