Pravmisl.ru







Сущность права

К вопросу о сущности права

Автор: О. В. Павлышин

С точки зрения А. Кауфмана, вопрос «что есть право?» – какие сущностные формы, какие онтологические структуры, какие основные законы бытия мы называем правом – является важнейшим вопросом философии права и всей правовой науки, от ответа на который зависит решение многих других наиболее значимых правовых проблем [1, 104]. Таким образом, вопрос о сущности права является одним из ключевых вопросов юриспруденции.

При его рассмотрении необходимо учитывать следующие положения, которые довольно точно отражают основные сложности этой задачи:

1)    определяя сущность того или иного феномена, следует воспринимать его как целостность;

2)    право являет собой определенный конгломерат различных феноменов, которые функционируют на разных уровнях (в своей совокупности они составляют то, что можно условно назвать «правовой реальностью», под которой понимается особый «мир права» со своими законами, логикой функционирования и развития, со своим «фундаментом» и «несущими конструкциями», а также способом связи в одно целое [см. 2, 32]);

3)    сводить сущность права к сущности каких-то отдельных его проявлений – совершить ошибку, пожалуй, самую распространенную из тех, которые допускаются при определении права.
Преодолеть данные сложности возможно, определив некую отправную точку в поисках сущности права. Подобным «исходным пунктом», на наш взгляд, можно считать принятый нами подход к определению предназначения права, который, таким образом, может и должен послужить решению задачи выявления его сущности.

Объявление:


Очевидно, что право является одним из регуляторов общественных отношений (заметим, отнюдь не универсальным). Что же его отличает? Если рассмотреть три основных формы регуляции общественных отношений, которые в общей теории права считают источниками права – мораль, религию и обычаи, то увидим, что у каждой из них есть своя цель и свое предназначение, непосредственно связанные с формой общественного сознания, на которых они базируются. В природе человека (в частности, в конструктивном ее измерении), по нашему мнению, заложено стремление к Благу, Источнику, Роду и Порядку, что и выражено в различных формах регуляции общественных отношений.

В частности, моральные нормы базируются на практически-ценностном отношении человека к миру, в основе которого лежит противопоставление добра и зла, а также других категорий, связанных с ними. Таким образом, «предназначением» морали как формы регуляции общественных отношений в определенном смысле можно считать приближение образа мыслей и поведения человека к моральному идеалу, соотносимому с идеей Блага.

Религия как форма общественного сознания выражает связь человека со сверхъестественным Началом – источником бытия всего сущего, выступает способом осознанного вхождения в его мир. Предназначением религиозных норм можно считать обеспечение «обратной связи» человека с этим Началом, действенной причастности к Нему через формирование духовного состояния, угодного Богу, и реализации его в повседневной жизни и поступках каждого верующего.

Предназначение обычаев и традиций, которые базируются на уважении к предкам, образу их жизни и стереотипам поведения, скорее всего, заключается в обеспечении преемственности опыта поколений.

В чем же заключается основное предназначение правовых норм, выраженных в законодательном массиве? Регламентация общественных отношений осуществляется правом с разными целями, однако целью и предназначением самого права является, на наш взгляд, установление порядка как такового.

Еще древние воспринимали Космос как упорядоченный мир, выступающий воплощением высшей соразмерности (в отличие от Хаоса) [3, 16]. Вселенная древних построена на Законе мироздания (в античной философии – Логосе), который, на наш взгляд, является архетипом, прообразом Права как рукотворного Логоса, регулирующего мир человеческих отношений по принципу должного. В данном случае противоречие сущего и должного снимается в единстве сущности Логоса и права.

Обращение к системе бинарных оппозиций, что лежат в основе диалектического единства мира, выразительно указывает именно на порядок как основной принцип права, определяющий его сущность. Однако можно ли исключить из дискурса о сущности права такие категории, как справедливость и гуманизм? Очевидно, нет. Справедливость и гуманизм выступают неотъемлемыми атрибутами права, без которых оно трансформируется в неправовой либо антиправовой свод формальных правил поведения. Если так, то сущность права – не только в установлении порядка? По нашему мнению, сущность права состоит именно в установлении порядка, но порядка определенного, который характеризуется рядом признаков, которые могут служить отдельной темой для исследования. При этом не следует смешивать порядок более высокого уровня, который лежит в основе права, и правовой порядок – своего рода следствие воздействия права на мир человека.

Из вышеизложенного можно заключить, что специфика существования (экзистенции) права определяется его сущностью (квинтэссенцией), которая, по нашему убеждению, состоит в установлении определенного порядка общественных отношений и обеспечении взаимодействия между людьми. Порядок этот должен быть разумным, справедливым и гуманным, так как только в этом случае упорядочивание общественной жизни будет целесообразным, т.е. соответствующим целям и интересам каждого человека и общества в целом. Право служит обеспечению рационального баланса этих целей, наибольшей безопасности и длительности жизни, охране и восстановлению здоровья, максимальной реализации желаний и потребностей каждого человека, взаимной пользе и выгоде людей, а также защите личных и общественных ценностей.

Литература

1.    Kaufmann A. Rechtsphilosophie im Wandel. – Frankfurt a.M., 1972.
2.    Максимов С.И. Правовая реальность: опыт философского осмысления: Монография. – Харьков: Право, 2002. – 328 с.
3.    Бачинин В.А. Морально-правовая философия. – Харьков: Консум, 2000. – 208 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая