Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Информатика в образовании arrow Функциональное состояния организма





Функциональное состояния организма

Аспекты оценки функционального состояния организма учащихся специальных школ I-V вида

Автор: Селитреникова Т.А.

Одним из показателей нормального существования общества является здоровье его граждан. Согласно данным Минздрава РФ, из 34,1 млн. детей, проживающих в нашей стране, 4,5% имеют отклонения в развитии, приведшие их к инвалидности. Данный факт объясняет тенденцию к увеличению в нашей стране числа специальных (коррекционных) учебных заведений, важное место в системе которых занимает своевременная диагностика функционального состояния организма учащихся.

Показатели физического развития детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения органов сенсорной системы, в целом соответствуют нормальным значениям роста, веса и окружности грудной клетки (ОГК) у учеников обычных общеобразовательных школ. Однако вес мальчиков и девочек 7-8 лет учащихся 1 и 2 классов коррекционных школ III, IV вида незначительно ниже аналогичных значений у детей соответствующего возраста, не имеющих такой патологии. Так, мальчики 7-летнего возраста с патологией органа зрения имеют недостаток массы тела составляющий 8% от такого же показателя у школьников общеобразовательных школ. В 8 лет он снижается до 7,41%. У девочек, обучающихся в специальной школе III и IV вида, снижение веса по сравнению с нормой составляет для 1 и 2 классов 8,34% и 6,13% соответственно. Возможно, это объясняется тем, что в данный период происходит снижение двигательной активности ребенка в связи с началом периода обучения, что особенно заметно у детей с патологией органа зрения, так как учебная зрительная нагрузка замещает время, ранее тратившееся на двигательную деятельность.

При оценке физического состояния детей было обнаружено, что индекс массы тела у мальчиков и девочек во всех возрастных группах несколько ниже нормы. В среднем у мальчиков этот показатель составляет 86,70% от нормальных значений, а у девочек – 80,93%. Средняя величина индекса мышечного развития, оцениваемого у мальчиков, составила 92,24% физиологической нормы. Средние значения индекса Пинье и у мальчиков, и у девочек с нарушениями работы органов сенсорной системы значительно ниже нормальных у детей, и составляют 26,49% и 28,66% соответственно. Также к показателям физического состояния относится индекс Эрисмана, при оценке которого было обнаружено, что его значения у мальчиков находятся в пределах нормы, а у девочек значительно превышают ее.

Проведенные исследования указывают на то, что у большинства школьников начального звена специальных учебных заведений обнаруживается ослабленность организма, выражающаяся в снижении показателей физического развития и функционального состояния. Необходимо отметить, что у детей в возрасте 7-11 лет даже незначительная физическая нагрузка вызывает большое напряжение деятельности кар-диореспираторной системы и неэкономичное расходование энергетических ресурсов. Этот возрастной период характеризуется как «возраст предподросткового напряжения регуляции», когда вследствие диссоциации между объемом сосудистого русла и периферической кровью возникает клинико-функциональный синдром, который может включать в себя явления тахикардии, артериальной гипотензии и др. Так как на протяжении всего школьного возраста кардиореспираторная система детей интенсивно формируется, можно сделать вывод, что полученные результаты свидетельствуют о необходимости совершенствования резервных возможностей гемодинамики, достижении более экономичной деятельности сердца у младших школьников, имеющих поражения органов сенсорной системы. Это должно обеспечиваться посредством правильного построения процесса адаптивного физического воспитания в специальном учебном заведении.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >