Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Развитие инновационной деятельности





Развитие инновационной деятельности

Система показателей развития инновационной деятельности в Республике Татарстан

Автор: Гафуров И.Р., Васильев В.Л., Кашбиева Р.Р.

В настоящее время вопросы региональной инновационной системы приобретают актуальное значение. Мировой финансовый кризис обусловил необходимость концентрации всех факторов инновационной системы в одном месте – от генерации идей до платежеспособного спроса на инновации. Рассмотрим опыт Республики Татарстан.

В республике успешно работают научно-исследовательские учреждения, создан Инвестиционно-венчурный фонд, сформирована сеть индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и технопарков, развивается особая экономическая зона промышлен-но-производственного типа «Алабуга» [1].

Программа инновационного развития Республики Татарстан до 2015 года определяет мероприятия, сроки, исполнителей и потребителей создания региональной инновационной системы. Объем произведенной инновационной продукции, начиная с 2003 года по 2009 год увеличился в пять раз. В общем объеме ее выпуска доминируют вновь внедренные в производство технологии [2].
Однако, стоит отметить существование проблем инновационного развития как республики, так и страны. В качестве основной гипотезы выступает отсутствие сбалансированной системы показателей государственной поддержки воспроизводственного цикла инновационной деятельности. Необъективно составленная система показателей с точки зрения природы инновационной деятельности, может показывать положительные результаты от проводимых мероприятий, но не показывать деградирующее влияние экономической политики в целом на инновационный бизнес.

Основным показателем, характеризующим работу Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан, считается количество заявок, подданных на конкурс «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан» (см.Таб. №1). В зависимости от данной динамики приниматься решения о финансировании фонда.

Таблица №1
Результаты конкурса «50 лучших инновационных идей Республики Татарстан»

Объявление:

Год

Количество

Качество (география)

2005

425

Казань

2006

460

Республика Татарстан

2007

530

Россия

2008

610

Ближнее зарубежье

2009

1200

Ограничение      реализация   на территории РТ

 

Как видно из таблицы, можно сделать вывод об эффективности инновационной политики республики. Это приводит к закреплению принятых институтов и методов государственного управления инновационным сектором.

Однако, если мы обратимся к пониманию природы инновационного процесса, то сможем сказать, что рыночная (количественная) оценка не всегда объективно (всесторонне) определяет качество инновационной деятельности.

В инновационном процессе важная роль должна отводиться не только конкурентным (рыночным), но и творческим (кооперативным) мотивам. Оценивать результаты творческого труда, полученные посредством сотрудничества и обмена знаниями с другими участниками инновационной сферы, путем количественных оценок считается неправильным.

Как заявляет У.Э.Деминг, необходимо отменить какие-либо рейтинги, так как они увеличивают конкуренцию и уменьшают сотрудничество. По словам великого «гуру качества» именно сотрудничество является движущей силой успешного инновационного развития организаций в современной экономике. «Наша цель – сохранить силу внутренней мотивации, чувство собственного достоинства, сотрудничество, любознательность, удовлетворение от учебы, с которыми люди рождаются» [3].

В этой связи, по нашему мнению, при формировании показателей оценки деятельности Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан не были учтены следующие моменты:
1.    Инновационный процесс характеризуется не только рыночными показателями (прибыль венчурного предприятия, окупаемость венчурных инвестиций, правовая защищенность проекта, доля уже вложенных финансовых ресурсов), но и показатели творческого, интеллектуального труда разработчика инновации (количество идей, поступивших от одного новатора, условия, используемые и необходимые для генерации идей, длительность и настойчивость участия новатора в конкурсе, возраст, глубина и перспективы предложенной идеи).

2.    Начало инновационной деятельности состоит не в идее (результате), а в условиях позволяющих генерировать идею (процессе). При этом достаточность воспроизводства инновационной деятельности зависит от состояния традиционного сектора производства, использующего инновации и перераспределяющего эффект от них в социальную среду через налоговую и бюджетную функции государства. Соответственно инвестиционные потоки должны учитывать не только обладателей сформулированной инновации, но и других участников инновационной сферы – научные организации и промышленные предприятия.

3.    В погоне за увеличением установленных показателей, повышенное внимание получает географическое расширение участников конкурса, а не глубина финансовой поддержки субъектов, отвечающих за условия генерации идей и воспроизводство инновационного цикла – высших учебных заведений. Например, в 2008 году ВУЗы Казани подали 60% всех заявок, что составляет 418 штук, это меньше чем в 2005 году, когда этими же ВУЗами было подано 425 заявки. Так динамика количества заявок, подданных от КГТУ им.А.Н.Туполева с 2005 по 2009 год выглядит следующим образом – 77, 72. 70, 60 и 120 заявок соответственно. Вплоть до 2008 года происходило снижение инновационной активности, вследствие исчерпания накопленных запасов интеллектуальных ресурсов и отсутствия механизма их восполнения. Если бы тенденция была переломлена естественным путем, за счет выстраивания эффективного механизма развития инновационной деятельности, то показатели количества поданных заявок имели плавный рост. Двухкратное увеличение говорит об искусственных (краткосрочных) факторах регулирования инновационного процесса. Были подключены не интенсивные, а экстенсивные факторы роста. В 2009 году руководство КГТУ им.А.Н.Туполева обязало в качестве одного из показателей аттестации аспирантов очной формы обучений приводить факт участия аспиранта в конкурсе «50 лучших инновационных идей». Таким образом, показатель по количеству был выполнен. Однако качественный показатель (количество выигранных заявок на 10 поданных) снизился.

В заключении необходимо отметить, что система показателей развития инновационной деятельности должна учитывать природу инновационного процесса и служить инструментом совершенствования республиканской инновационной системы.

Список используемых источников:

1.    http://www.rosoes.ru
2.    http://www. pravtat.ru
3.    Деминг У.Эд. Новая экономика. – М.: Эксмо, 2008.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >