Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Концепция управления предприятием





Концепция управления предприятием

Логистическая концепция управления предприятием как основа рационализации его производственной структуры

Автор: Парамонова Т.Ю.

Эффективность функционирования предприятия, оцениваемая в первую очередь затратностью происходящих в нем процессов, существенным образом зависит от организации продвижения материальных потоков, а также от правильности решений по управлению этими потоками. Процессы продвижения производственных потоков интегрируются как с входящими потоками сырья, материалов и комплектующих изделий, так и с исходящими потоками готовых изделий.

Логистико-ориентированное управление – сквозное (от «начальной» до «конечной» точки) управление, позволяющее добиться максимальных эффектов за счет возможности видеть все «сквозные» зависимости процессов и этапов и выявлять и реализовывать резервы. За счет управления всей цепочкой достигается улучшение ее качества. В соответствии с данным условием необходимо выбрать организационную структуру снабженческо-производственно-сбытовой системы, она должна быть такой, чтобы вся работа была сконцентрирована на конкретной продукции и конкретном конечном потребителе.

Несмотря на то, что продвижение материальных потоков на предприятиях разбивается на три фазы – снабжение (закупки), производство и сбыт, – на них могут быть реализованы различные организационные модели. Их использование отражается на продвижении информационных потоков и управленческих полномочиях отдельных элементов организационной структуры, что предопределяет разную степень централизации управления.

Процессы продвижения материальных потоков на конкретном предприятии – это одно из звеньев логистической цепи. Поэтому экономические результаты предприятия зависят от синхронизации этих потоков с другими звеньями логистического потока поставок и необходимо налаживать тесное взаимодействие с поставщиками и потребителями. Однако основные усилия, направленные на рационализацию продвижения продукции, должны быть сконцентрированы на элементах собственной организационной и производственной структуры. В результате это позволит максимально сократить производственный цикл и уменьшить производственные запасы.

Одним из новейших направлений развития теории управления считается логистическое управление, стратегическая цель которого заключается в обеспечении требуемого уровня обслуживания клиента. Оно интегрирует распределительные функции с фазами производства и снабжения. Логистико-ориентированное интегрированное управление – это такое встраивание  логистики  в  системную  концепцию  управления  предприятием, при котором логистика становится главным критерием управления. Такой подход означает интеграцию принципов и процессов логистического мышления и взаимодействия с каждым уровнем управления.

Объявление:

Таким образом, актуальность проблемы проектирования и формирования логистико-ориентированной организационной и производственной структур предприятия не вызывает сомнений. Формирование таких структур позволит обеспечить повышение эффективности функционирования производственных систем за счет сбалансированности производственной мощности и программы предприятия. Производственная технология должна обеспечивать минимизацию запасов материалов и незавершенного производства и сокращение производственной составляющей времени выполнения заказа, особенно при поточном и серийном методах производства.

Цель оптимизации производственной технологии – повысить рентабельность и одновременно увеличить пропускную способность и сократить объем запасов. В данном случае пропускная способность понимается не как эквивалент количества продукции на выходе, а как доходы от ее реализации. Базовый принцип таков: если продукция не может быть реализована, ее вообще не следует производить.

Основываясь на показателях использования, производственные ресурсы классифицируются как критичные и некритичные, т. е. как дефицитные и недефицитные. Критичным является самое медленно работающее оборудование или самый дефицитный ресурс в производственной системе.

Оптимизированная производственная технология позволяет регулировать объем продукции на некритичных участках так, чтобы они своевременно обеспечивали узкие участки, являющиеся для всего производства основными. Поэтому, хотя узкие участки являются ключом к повышению пропускной способности, некритичные – это ключ к сокращению запасов. С учетом сказанного можно сформулировать цель – сокращать и удалять критичные участки до тех пор, пока вся производственная линия не станет сбалансированной [1].

Степень сложности логистических процессов на предприятии зависит от его отраслевой ориентации, поскольку именно она предопределяет характер производственных процессов, применяемых технологий и как следствие ассортимент и объем материальных поставок, разнообразие производственных, транспортных и манипуляционных операций, широкий спектр реализуемых готовых изделий, а также сложность их структуры.

Эффективность использования ресурсов и функционирования предприятия в целом предопределяется организацией продвижения продукции и способами управления ей. Ускорение продвижения материалов, в том числе и за счет минимизации запасов позволяет минимизировать потребности в финансовых средствах. Оптимизация продвижения материалов в процессе производства считается основным объектом внимания логистики.

Управлению продвижением продукции предшествует проектирование производственной структуры и динамической структуры производственных процессов. В первом случае речь идет о формировании групп определенных рабочих мест, а также об объединении этих групп в особые организационные ячейки. В то же время схемы потоков продукции проектируются с учетом изделий, которые должны изготавливаться. На предприятии может использоваться технологическая или предметная специализация. Технологическая специализация возникает, когда в соответствующих производственных ячейках группируются идентичное оборудование или устройства, тогда как предметная специализация предполагает создание производственных ячеек под конкретные изделия (или их семейства), которые будут в них изготавливаться. На практике может встречаться множество промежуточных решений.

При проектировании схемы продвижения продукции в качестве основного должен использоваться принцип однонаправленности продвижения материальных потоков, т. е. исключения так называемых возвратов. Одновременно следует стремиться к тому, чтобы число каналов, по которым продвигаются потоки, было наименьшим.

Помимо проектирования самих схем продвижения продукции чрезвычайно важной задачей оказывается размещение производственных ячеек. Должен быть решен принципиальный   вопрос  о  необходимости  организации   склада  для   размещения  продукции по рабочим местам. Необходимо понимать, что существование такого склада затрудняет и замедляет продвижение продукции.

В производственных структурах с предметной специализацией обычно применяется гнездовое или линейное размещение рабочих мест. В случае технологической специализации рабочие места, как правило, концентрируются в однородных группах. Процессы продвижения потоков материалов на производстве могут и должны быть объектом логистического анализа, направленного на ликвидацию излишних звеньев и увеличение интенсивности этих потоков.

Управление продвижением продукции разделяется на внутри- и межъячеечное [3]. При внутриячеечном управлении речь идет о постановке задач основным организационным ячейкам и контроле над их выполнением с сохранением следующей иерархии приоритетов: качество продукции, своевременность выполнения работ, сокращение производственных циклов, минимизация так называемого подготовительно-заключительного времени.

При управлении продвижением продукции применяются, в зависимости от модели продвижения, следующие решения: поточные линии с непрерывной синхронизацией, поточные линии без непрерывной синхронизации, переменные поточные линии, предметные гнезда с повторяющейся продукцией, гнезда с уникальной продукцией.

Экономика не бывает полностью детерминированной, в ней всегда велико влияние вероятностных процессов, развивающихся под воздействием множества случайных факторов. В условиях большой неопределенности для производства, которое подвержено воздействию случайных факторов, принципиально невозможно сформировать производственную программу и составить точный календарный план на длительный период времени. Поэтому планирование должно вестись не на какой-то фиксированный календарный период, а все время на определенный срок, называемый интервалом планирования, вперед от настоящего момента, т. е. процесс планирования должен быть непрерывным, а это возможно только в условиях автоматизации оперативного управления. На выбор интервала планирования и, соответственно, на формирование производственной программы предприятия влияют многие факторы: тип производства, производственно-экономические условия, разновидность и ограниченность ресурсов, технико-экономические показатели, организационно-технологические связи в производстве и др. Следует так же отметить, что поскольку разделы годового тактического плана предприятия формируются на основе разработанной производственной программы, промежуток времени, на который она разрабатывается (интервал планирования) должен быть достаточным для ее формирования, принятия основанных на ней необходимых решений и осуществления их.

Таким образом, логистическая концепция управления предприятием представляет собой новый взгляд на его функционирование, организацию и выполняемые задания и приводит к значительному повышению продуктивности ресурсов, снижает затраты, максимизирует прибыль на долгосрочных временных горизонтах.

Список литературы

1.    Лайсонс К. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с англ. / К. Лайсонс, М. Джиллингем. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 798 с.
2.    Проектирование интегрированных производственно-корпоративных структур: эффективность, организация, управление / С.Н. Анисимов, А.А. Колобов, И.Н. Омельченко и др.; Под ред. А.А. Колобова, А.И. Орлова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. – 728 с.
3.    Сковронек Ч. Логистика на предприятии: Пер. с польск. / Ч. Сковронек, З. Сариуш-Вольский. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 400 с.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >