Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Программа стратегического управления





Программа стратегического управления

Программа стратегического управления промышленным предприятием в условиях финансово-экономического кризиса

Автор: Домбровская И.А.

В условиях современного мирового финансово-экономического кризиса потребность в стратегическом подходе к планированию стратегии совершенствования управления промышленным предприятием не только не утрачивается, а напротив, усиливается, обретая новые ориентиры, акценты, формы и методы реализации.

Важнейший вклад в теорию и методологию стратегического планирования и управления внесли такие зарубежные и отечественные ученые как И. Ансофф. Р. Акофф, К. Боумен, Х. Виссема, П. Дойль, А.А. Томпсон, и А. Стрикленд, О.С. Виханский и А.И. Наумов, Г.Б. Кляйнер, А.Н. Петро В 90-е годы ХХ века возникла универсальная стратегическая модель экономического развития, получившая название устойчивого развития.

Концептуальной основой нашего исследования является использование синергетико-институциональной парадигмы развития промышленного предприятия. Следует отметить, что стратегическое планирование развития промышленных предприятий, основанное на посылке активизации их синергетико-институционального потенциала, еще не имеет полного научного обеспечения соответствующим понятийным аппаратом и методическим инструментарием.

Исходя из определения Питера Дойля писавшего, что стратегия определяет направление, в котором движется предприятие, выполняя поставленные задачи [1, с. 50], мы под экономической стратегией промышленных предприятий понимаем долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения руководства, направленные на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ, обеспечивающих предприятиям высокую эффективность и, следовательно, позволяющих им адаптироваться к резким изменениям финансово-экономической ситуации на рынке.

Стратегической    целью    промышленных    предприятий    является    обеспечение стратегических и социально-ориентированных задач государства, при увеличении их доходности за счет расширения видов деятельности с созданием новых производств и одновременным решением региональной проблемы занятости населения. В ранг важнейших целей отнесено и повышение благосостояния работников предприятий.

Объявление:

Главная цель изменения системы управления промышленными предприятиями – кардинальное улучшение результатов их деятельности на основе использования современных инновационных технологий производства, а также управления – повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, снижения издержек. Управление процессом ин-ституциолизации стратегий направлено на обеспечение равновесия между стратегической и текущей ориентацией деятельности предприятий. Это предусматривает разработку и реализацию плана стратегического развития предприятий. Разработка стратегии – это определение целей и средств к их достижению. Возможности рынка определяют, что предприятия могли бы сделать. Важнейшей их целью является укрепление своих позиций на сложившемся рынке.

Для достижения которой нами предлагается модель стратегического управления предприятиями в условиях нестабильности внешней среды, обусловленной финансово-экономическим кризисом.

Логика построения модели стратегического управления промышленными предприятиями как процесса предполагает выделение стратегического мониторинга и четыр?х основных блоков:

-    диагностика внешней и внутренней среды предприятий;
-    разработка стратегического планирования деятельности;
-    реализация стратегии путем разработки стратегической программы;
-    контроль и корректировка.

Прежде всего, процесс разработки стратегии должен базироваться на проведении мониторинга развития предприятия, его внешней и внутренней среды. Термин «мониторинг» употребляется в различных смыслах. В одних случаях – это поступление свежей информации о поведении объектов наблюдения, в других – контроль над ситуацией в целом. В-третьих – отслеживание состояния промышленного предприятия как системы и своевременное предупреждение о возникновении качественно новых процессов и ведущих к ним количественных изменений в территориальных подсистемах. По существу здесь ид?т речь об упреждении критических ситуаций. Основными принципами мониторинга являются: целенаправленность, системность, комплексность, проблемность, динамичность, перспективность, экономическая эффективность.

В соответствии с этим предлагается выделить первый блок – блок диагностики, включающий анализ и прогнозирование изменения внешней и внутренней среды предприятий, анализ системы управления ими. Стратегический анализ должен завершиться результатом в виде синтеза системно-институционального анализа экономического положения предприятий на рынке и уровня эффективности системы управления.

Второй блок – это блок стратегического планирования. Здесь необходимо осуществлять прогнозирование будущего состояния предприятий, выбор миссии, целей и стратегий, как запланированной, так и адаптивной стратегии. Своим результатом данный блок должен иметь стратегию адаптации предприятий к рынку. Стратегия управления предприятием должна основываться на реализации институционально-синергетического подхода к анализу и синтезу уровня его комплексного развития.

Третий блок охватывает этапы осуществления реализации стратегии путем разработки программы. Реализация стратегической программы связана с разработкой мероприятий по совершенствованию функционирования хозяйственного, социально-экономического механизмов, а также механизма институциональных изменений управления предприятиями.
Выполнение стратегии направлено на решение трех задач. В центре стратегии – установление приоритетности среди административных задач, с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала реализуемой стратегии. Второе по значимости решение – установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами, организационной и институциональной структурой. Третье решение – выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и управления предприятием. Поэтому именно изменение, называемое стратегическим, является сердцевиной выполнения стратегии, отмечает И. Ансоф [2, с. 234].

Стратегические изменения обязательно сталкиваются с организационными изменениями. Задача руководства – постараться провести изменения так, чтобы при этом были разрешены возникающие в связи с сопротивлением конфликты. Проведение изменения должно завершиться установлением нового статус-кво в организации. В соответствии с деятельностью механизма институциональных изменений, определяя перечень необходимых нововведений, можно осуществить прямое заимствование отработанных организационных принципов, методов и технологий, применяемых предприятиями Западной Европы, Они объективно сложились и отражают общепринятые стандарты деятельности и поведения.

Необходимо отметить, что эти заимствования должны учитывать всю специфику положения российских предприятий и уровень развития сопрягаемых с ними сфер деятельности: материально-технического снабжения, связи, транспорта и т.п.

Четвёртый блок - это процесс оценки и контроля выполнения стратегий. Он является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями предприятий. Стратегически контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем в условиях кризиса реализовать принятые стратегии, и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей предприятий. Если осенью 2008 года преобладающей для большинства стала цель выживания, то к осени 2009 года для многих промышленных предприятий - это вновь цель обеспечения устойчивого развития.

Таким образом, стратегическое планирование должно завершиться стратегической программой по адаптации предприятий к изменяющемуся в условиях финансово-экономического кризиса рынку.

Библиография

1.    Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / П. Дойль / Пер. с англ. - СПб: Изд.»Питер», 1999.
2.    Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. Питер, 1999.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >