Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Управленческая психология» в ОУ СПО





Управленческая психология» в ОУ СПО

Элементы технологии преподавания дисциплины "Управленческая психология» в ОУ СПО"

Автор: Ламтева Н.В.

В современной практике управления профессиональные качества менеджера, его способность руководить как осуществлением основных технологических процессов так и деятельностью персонала является ключевым фактором успеха в достижении поставленных стратегических и тактических целей, т.е. получения измеримого результата деятельности организации.

Научить студентов наблюдать, описывать явления и/или процессы – это первоначальная задача педагога вообще и первоочередная для педагогов преподающих управленческие дисциплины в области менеджмента персонала. Следующая задача – научить обучающихся переходить от описания к анализу, то есть к раскрытию связей, отношений и обоснованию выявленных закономерностей.

Основной проблемой, при разработке технологических подходов преподавания управленческих дисциплин, на современном этапе, является выбор единых знаковых примеров, иллюстрирующих те или иные управленческие процессы. Анализ уровня подготовки и интересов современных студентов показывает, что примеры характерных психологических портретов личностей, характер сложившихся межличностных взаимоотношений, коммуникативные барьеры и т.д., приводимые из классической литературы (в т.ч. школьной обязательной программы) не понятны, т.к. либо читались не внимательно, либо не читались вообще. Для решения обозначенной проблемы автор применяет на своих лекциях элементы информационно-коммуникационных технологий, а именно с помощью мультимедийной техники демонстрирует отрывки из фильмов. Результатом является, во-первых, 100% охват аудитории предоставляемой информацией, во-вторых в процессе анализа предложенной ситуации возможен повторных просмотр сюжета и его уточнение, в третьих студентам наглядно иллюстрируются различные знаковые системы восприятия одной и той же информации разными людьми, воспитывая тем самым толерантность.

Следующим важнейшим этапом преподавания дисциплины «Управленческая психология», обозначенной автором в своей педагогической деятельности, является преодоление возникающих трудностей у студентов при выполнении курсовой работы.

При подготовке к выполнению интегрированной курсовой работы по дисциплинам «Управление персоналом» и «Управленческая психология» специальности «Менеджмент (по отраслям)» для активизации познавательной деятельности и стимулирования самостоятельной работы, проявления творческого подхода и личного суждения студента автором применяются приемы, заимствование в «Технологии развития критического мышления» (РКМ), реализуемые поэтапно:

Объявление:

1 этап – вызов – пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации – ориентирован на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету).

2    этап – осмысление – активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.

3    этап – рефлексия – суммирование и систематизация новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.

На подготовительном этапе выполнения курсовой работы с целью осмысления области деятельности определяются предмет, объект, цель, задачи и содержания выполняемой курсовой работы. Основным элементом этапа является «Анализ темы курсовой работы». По мнению автора именно степень его проработанности определяет успех выполнения любой творческой работы, т.к позволяет перейти от обще-эмоционального осмысления темы к прогма-тично-предметному. Основной целью выполнения данного задания, является четки, осмысленный ответ студента на вопрос «Что Вы будете делать (писать) в каждой из глав курсовой работы». Именно отсутствие точного, лаконичного ответа у студента на этот банальный, с точки зрения преподавателя, вопрос является в большинстве случаев причиной низкого качества выполнения курсовой работы, так же не соблюдения контрольных сроков предоставления КР на проверку преподавателем.

Анализ темы курсовой работы проводится пошагово:

1)    в первой строке записывается тема курсовой работы,
2)    во второй строке выписывается определение каждого отдельного слова,
3)    в третей строке указываются значения словосочетаний,
4)    в последующих строках – смысловое значение фраз и  темы в целом.

При выполнении первого и второго шага в основе лежит репродуктивная деятельность студентов, т.к. значение слов и словосочетаний выписывается из справочной и учебной литературы.
На последующих этапах студент вынужден самостоятельно и/или с помощью преподавателя сформулировать собственные мыслим уже на уровне творчества, выполняя интеграцию слов и словосочетаний.
Для осмысления темы курсовой работы так же эффективен методы кластерного анализа рассматриваемой темы.

Кластер – смысловое выделение единиц текста и их графическое оформление их в определенном порядке в виде «виноградной» грозди. В центре кластера располагается тема, от не отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Использовать данный прием можно во всем спектре познавательной деятельности: от урока – получения новых знаний (на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом) до выполнения квалификационной работы.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >