Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Эффективное управления финансовыми ресурсами





Эффективное управления финансовыми ресурсами

Правовое регулирование элементов налогообложения как фактор эффективного управления финансовыми ресурсами территорий

Автор: Токманцев А.А.

Важным условием для успешной деятельности органов власти в направлении обеспечения активного социально-экономического развития территорий является способность создавать и управлять централизованными денежными средствами, что становится конкурентным преимуществом территорий в условиях ограниченных бюджетных ресурсов.

За последние 8–10 лет сохраняется тенденция преобладания в структуре налоговых доходов федерального бюджета высокой доли косвенных налогов, обеспечивающих стабильные и емкие объемы поступлений в бюджетную систему. В тоже время основой региональных и местных бюджетов стали прямые налоги, процесс капитализации которых сложен, поскольку подвержен влиянию кризисных явлений и требует значительных трудозатрат на этапе его контроля. В то же время прямые налоги отличаются существенным преимуществом.

Использование в налоговой системе прямых налогов позволяет реализовать регулирующую функцию налогов: способность стимулировать инвестиционную и инновационную деятельность хозяйствующих субъектов. В итоге будет обеспечиваться рост налоговых доходов, т.е. выполняться эффективное управление на этапе формирования доходов бюджетов.

Для того, чтобы данный процесс возымел свое активное развитие в регионах и муниципалитетах необходимо, чтобы органы власти имели возможность управлять хозяйственными процессами на подведомственных им территориях посредством налоговых инструментов, а именно через регулирование отдельными элементами налогов.

В настоящее время Налоговый кодекс предоставляет такое право органам власти и управления в отношении тех налогов, которые закреплены за соответствующим бюджетом. Региональные власти выполняют управление тремя региональными налогами, которых, по существу, после введения в действие закона, требующего осуществления предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса лишь на отведенных для этого территориях, осталось только два. Местные органы также наделены полномочиями по управлению земельным налогом и налогом на имущество физических лиц. Следует заметить, что управление налогами сводится к возможности корректировать налог через ограниченный перечень элементов налога: изменение налоговой ставки, срока уплаты налога и установление категорий льготников. На сегодняшний день удельный вес поступлений от местных налогов в доходах местных бюджетов не превышает 7%, а доля региональных и местных налогов в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ в среднем по регионам России составляет около 10% [1]. Такая ситуация характеризует низкую эффективность региональных и местных властей по управлению процессом формирования бюджетных источников в связи с ограниченным перечнем налогов и установлением федеральных льгот в отношении местных налогов. По данным статистической налоговой отчетности (№5-МН) по земельному налогу за 2007г. федеральные налоговые льготы составили 5,3% от общей суммы начисленного налога. В собственных доходах местных бюджетов федеральные льготы по налогу на имущество физических лиц достигают 3,7% [2, с. 18].

Объявление:

Как было замечено ранее, основную долю налоговых поступлений в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ занимают прямые федеральные налоги: налог на прибыль (28,2%) и налог на доходы физических лиц (43,9%) [1]. Реализация стимулирующей функции со стороны региональных органов власти обеспечивается за счет управления ставкой налога на прибыль, но из расчета не всей ее величины, закрепленной за бюджетом субъекта РФ, а лишь в пределах 4%. По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) процесс управления элементами налога находится в введении исключительно федерального уровня власти.

Установленные ограничения в правовом регулировании налогов, а также сохранение и расширение практики по внесению изменений в Налоговый кодекс снижают эффект наращивания доходов в консолидированных бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах. Так, последними антикризисными мерами, направленными на поддержку низкообеспеченных слоев населения, стали увеличение объемов необлагаемого минимума и социального и имущественного налоговых вычетов по НДФЛ. Принятые меры приведут к сокращению налогооблагаемой базы налога на доходы физических лиц.

В этот же период введены дополнительные налоговые преференции по налогу на прибыль. Предоставляется право налогоплательщикам относить на затраты 30% амортизационной премии для 3–7 амортизационных групп, а также в случае реконструкции, модернизации, иных улучшениях данных основных средств. С 2009 г. некоторые виды расходов на НИОКР будут учитываться единовременно и с применением повышающего коэффициента 1,5 [3]. Продолжит действовать вплоть до 2012г. нулевая ставка налога на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, к которым в этом году отнесены рыбопромышленные предприятия. Подобного рода скрытое налоговое изъятие реализуется центральными органами власти через регулирование положений законодательства по региональному налогу на имущество организаций, что вызывает возрастание величины выпадающих налогов.

В целом закрепленные за муниципалитетами налоги не связаны с результатами производственной деятельности предприятий, функционирующих на их территориях, что исключает прямую заинтересованность местных органов управления в развитии экономики муниципальных образований с целью увеличения собственной налоговой базы. Положительные примеры демонстрируют те регионы, где в целях пополнения доходной части местных бюджетов на местный уровень был передан по дифференцированному нормативу налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет.

Учитывая низкий удельный вес местных налогов в доходах бюджетов муниципальных образований, основополагающими налоговыми источниками здесь становятся налоги, уплачиваемые субъектами малого предпринимательства. Перспективы наращивания налоговой базы по налогам на совокупный доход будет зависеть от результативности мер поддержки региональных и местных органов власти, а также корректировки норм Налогового кодекса в части расширения полномочий регионов и муниципалитетов в регулировании специальных налоговых режимов.
До недавнего времени упрощенный режим налогообложения регулировался федеральными органами власти. Последние изменения Налогового законодательства, вызванные возникшим финансовым кризисом, расширили возможности регионов по активизации налоговых отношений с субъектами малого бизнеса в целях поддержки их деятельности. Предусмотрено в части специального налогового режима – упрощенной системы налогообложения – снижение ставки налога до 5%.

Законодательные органы Мурманской области решительно отреагировали на решение Федерации принятием регионального закона, в котором были определены категории налогоплательщиков-льготников и соответствующие им пониженные ставки единого налога. Основными категориями льготников стали субъекты малого предпринимательства следующих для региона приоритетных сфер деятельности: образования, здравоохранения, рыболовства, рыбоводства, коммунальных услуг, а    также производства сельскохозяйственной и пищевой продукции. По отношению к данным категориям

налогоплательщиков устанавливается наименьшая ставка – 5%. Пониженная ставка в размере 10% предусмотрена для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих    на    территории    Мурманской    области    деятельность в сфере обрабатывающих производств. Своевременное осознание роли малого бизнеса в решении социально-экономических проблем и предоставление прав органам власти по формированию региональной налоговой политики обеспечат в будущем положительные эффекты. Однако возможность регулирования ставкой единого налога целесообразно передать на местный уровень и на долгосрочной основе, а не только на период финансового кризиса. Это позволит более избирательно подойти к предоставлению налоговых льгот в приоритетных для города отраслях, увеличить налогооблагаемую базу и налоговые поступления низкодоходных местных бюджетов.

В отношении единого налога на вмененный доход, поступающего в местный бюджет от субъектов    малого    предпринимательства, сфера    компетенции    местных    властей распространяется на конкретизацию корректирующего коэффициента базовой доходности – К2, отражающего особенности предпринимательской деятельности. В настоящее время этот коэффициент может быть изменен лишь в сторону понижения. Практика ЕНВД показывает, что его реализация уже сегодня не выполняет тех принципов, которые легли в основу единого налога. Многочисленные изменения Налогового кодекса сделали вмененный налог льготным режимом, тогда как введение данного налога преследовало цель – привлечение к исполнению налоговых обязательств малых субъектов хозяйствования в таких сферах, в которых были выявлены значительные масштабы уклонений от уплаты налогов. В этой связи необходимо обеспечить справедливый подход к налогообложению в отношении налогоплательщиков, которым вменяется в обязанность уплата ЕНВД, за счет регулирования ставкой налога и не только в сторону ее понижения. В результате налогового регулирования должен быть достигнут баланс интересов государства и бизнеса.

В заключении отметим, что финансовые возможности региональных властей по реализации целей и задач социально-экономического развития находятся в прямой зависимости от действующих положений федерального законодательства. Следует надеяться, что совершенствование положений Налогового и Бюджетного кодексов, позволит повысить самостоятельность и ответственность органов власти всех уровней, а также расширит их возможности в направлении эффективного управления общественными финансами на региональном и муниципальном уровнях.

Список литературы и источников

1.    Информационно-аналитическая    справка.    [Электронный    ресурс]    URL:
http: //www.severcom.ru.
2.    Карчевская С.А. Развитие финансовой самостоятельности местного самоуправления на современном этапе // Финансы. – №8. – 2009. С. 15–22.
3.    «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >