Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Нужна ли провизору философия?





Нужна ли провизору философия?

Нужна ли провизору философия?

Автор: Лобанова А.В., Авилкина Т.Е.

Ежегодно семинарские занятия по философии приходится начинать с ответа на вопрос студентов: « А зачем нам философия?». Постановка этого вопроса студентами говорит о том, что они не понимают место и роль философии в системе современного научного знания. В ПГФА философия преподается два семестра, на 2 и 3 курсах. Студенты в школе и на 1 курсе академии изучают цикл гуманитарных дисциплин: историю, культурологию, биоэтику, знакомы с естественными науками. Но обобщить имеющиеся знания, применить их в своих философских рассуждениях они не умеют. Представляется, что одна из причин этого, заключается в том, что в преподавании отсутствует преемственность и системность в изложении материала, философское содержание. Кроме того, преподавание философии ведется в изоляции как от других гуманитарных наук, так и от дисциплин естественного и технического циклов.

Состояние учебников, обилие информации, плюрализм мнений, преобладание на телевидении антинаучных мистических передач затрудняют выработку собственной жизненной позиции, научного мировоззрения. А именно формирование мировоззрения, воспитание свободной, творчески мыслящей личности является важнейшей задачей гуманитарного образования. Значение философии здесь трудно переоценить. Она выполняет множество функций: мировоззренческую, методологическую, познавательную, обобщающую, прогностическую, критическую, энциклопедическую. Последнее значение философии является таким важным, что его можно обозначить как предназначение философии. Под энциклопедией в античности понимался круг знаний, ядром которого была философия, и которым должен был овладеть юноша, вступающий в самостоятельную жизнь. Философия это универсальное знание, ассимилирующее в себе различные области знаний. Но это не только знания, но и способность мышления. Если философия есть не что иное как «мыслящее рассмотрение предмета в целом» (Гегель), если она есть само мышление, только   опредмеченное в теориях, учениях, концепциях, то изучение ее научает, в определенном смысле, самому «опыту применения мысли», т.е. формирует и развивает мышление в целом.

Знания, накапливаясь, устаревают, особенно в современном мире. Это делает актуальной обучение и развитие способности мыслить, самостоятельно анализировать существующее положение вещей и приобретать новые знания. В этом главная задача философии в системе образования.

Универсальность философского знания и мышления позволяют находить диалектические переходы между специальными профессиями и науками. Это особенно важно сегодня, когда развивается специализация научного познания, смена людьми мест работы, рода занятий и видов деятельности вообще. Философское знание помогает это делать более безболезненно и продуктивно. Этим можно объяснить, что в самой прагматичной стране – США – работает более половины всех преподавателей философии в мире. Универсальность философии относится не столько к внешнему миру, сколько к самому человеку. Без философии человек обречен жить по представлениям, источником которых является другое. Человек не может быть личностью, началом самого себя, самостоятельным и свободным, если у него не развита способность мыслить, «думать» самому, без внешнего авторитета, охватывать действительность и свою жизнь в целом – от начала до конца. На это указывали многие русские философы. По мнению русского философа В.И.Несмелова, «нет и не может быть такого человека, который бы фактически не был философом, так как убежать от философии значит то же самое, что и убежать от сознания самого себя». (Несмелов В.И. Наука о человеке.- Ка-зань,1896.- Т.1.,с. 305.) На вопрос, когда лучше всего приступать к изучению философии, или, точнее – освоению и приобретению философской культуры, необходимо ответить так: смолоду. В дальнейшем же строгим учителем философии станет сама жизнь, которая служит важнейшей предпосылкой философии.

Выполнит ли философия свое предназначение или сформирует отрицательное отношение к себе, зависит, главным образом, от того как строить преподавание философии.
В изучении философии можно выделить два основных подхода.

Объявление:

Во-первых, культурно-информационный, который ориентирован на пассивное получение студентами определенной суммы знаний по истории философии, философским проблемам различных сфер бытия. Этот подход является у нас доминирующим во всех звеньях образования.

Во-вторых, подход, который называется деятельностным и который предполагает знакомство с философией не извне, а изнутри, и опирается на активную самостоятельную творческую работу студентов. История и теория философии не научат человека философствовать, пока он сам не научится решать хотя бы самые элементарные проблемы философского характера. Задача деятельностного подхода состоит в том, чтобы научить студентов не столько философии, сколько философствованию. Претворению этой задачи в жизнь должны способствовать практические, семинарские занятия по философии.

В реальной практике преподавания философии сложился явный перекос в сторону пассивного усвоения студентами определенной суммы знаний, простого повторения материала лекций, пересказа определенного раздела учебника. В лучшем случае это позволяет закрепить, углубить изучаемый материал. В худшем – превращает семинарское занятие в некое подобие расширенной консультации, когда происходит «натаскивание» студента к экзамену. Студенты ограничены во времени, зачастую рассматривают гуманитарные науки как второстепенные и для подготовки к ним не находят времени.

Семинарские занятия по философии должны быть «школой мышления». Но для этого они должны превратиться из монолога преподавателя или диалога преподавателя со студентом в полиалог.

Такая форма семинара предполагает, что студентам должны быть привиты навыки самостоятельной работы с источниками различного типа. Они должны уметь интерпретировать их, критически анализировать с современных позиций.

Студенты должны уметь подбирать литературу по изучаемому вопросу, что невозможно без овладения ими приемами и навыками самостоятельной работы с научной литературой. Студенты должны  учиться критически  осмысливать философские  аргументы автора, видеть их сильные и слабые стороны, на основе анализа, переосмысления различных философских позиций вырабатывать свою собственную точку зрения и убедительно обосновывать ее.

Студенты должны учиться выступать на семинарском занятии, отстаивать свои убеждения, свое видение философской проблемы, дискутировать, спорить, при этом быть толерантными, т.е. терпимыми к мнению друг друга.

Проведение семинарского занятия, таким образом, должно представлять творческий процесс, в котором участвуют как студенты, так и преподаватель. Такой семинар удается провести не всегда, т.к. ему должна предшествовать кропотливая работа и преподавателя и студентов.

Но именно такие занятия формируют творческую личность студента, учат его самостоятельно мыслить, рационально рассуждать и действовать.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >