Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Исследование психологического климата





Исследование психологического климата

Исследование психологического климата в педагогическом коллективе и пути повышения его комфортности в условиях дошкольного образовательного учреждения

Автор: Патырбаева М.И.

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями экономического и психологического характера требует от человека нравственных и физических сил. Педагоги находятся в наиболее сложной ситуации, испытывая двойные нагрузки в связи с эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Конфликты с коллегами, воспитанниками и их родителями способствуют возникновению негативных черт и подрывают психическое здоровье.

На психологическое самочувствие педагогов действуют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, влияющим на психологическое самочувствие педагогов, относятся:

• Высокая эмоциональная загруженность;
•    Наличие большого числа эмоциональных факторов (объективных и субъективных), воздействующих на труд педагогов и вызывающих сильное напряжение и стресс;
•    Формирование защитного поведения в ответ на неблагоприятные эмоциональные состояния;
•    Однополый состав коллектива.

Внутренним фактором психологического самочувствия педагогов является личностный фактор, проявляющийся в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Объявление:

В течение 2009-2010 учебного года на базе МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 35» г. Перми было проведено исследование психологического климата в педагогическом коллективе с опорой на диагностику В.Е. Рогова. Исследование показало, что степень благоприятности социально-психологического климата соответствует среднему уровню - 14,3 балла (высокая степень 22 балла).

Дальнейшее исследование психологического климата включало определение индекса групповой сплоченности Сишора. Показатель оказался равным 14,4 баллам, что говорит о среднем уровне групповой сплоченности.

Анкетирование педагогов осенью 2009 года с целью выявления удовлетворения условиями работы в детском саду дало следующие результаты:

>    Работать в детском саду нравится - 71%; не нравится - 29%;
>    Хотели бы поменять свою работу - 64%; не хотят - 36%;
>    93% устраивают мероприятия, проходящие в детском саду; не устраивают - 7%;
>    Нуждаются в помощи администрации и хотели бы изменить условия труда 86% педагогов; не нуждаются - 14%;
>    Хорошие взаимоотношения с детьми у 93%;
>    43% воспитателей устраивают взаимоотношения с родителями детей, а 57% - не устраивают;
>    86% педагогов хотели бы изменить взаимоотношения с родителями; тогда как 14% не хотели бы;
>    Не устраивает материальное положение 86% педагогов, а 14% устраивает;
>    71% педагогов нужна психологическая помощь, хотели бы участвовать в психологическом тренинге и релаксационных паузах, 29% - не нуждаются.

Полученные данные показали необходимость осуществления следующих мероприятий по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе:

1.    Консультации:
•    «Как сохранить здоровье педагога»;
•    «Ориентации типов характера по Фромму» (по книге Э. Фромм «Человек для себя»).
2.    Тренинги:
•    «Уверенность в себе»;
•    «Коммуникативный тренинг».
•    «Психологические игры для взрослых»;
•    «Упражнения и игры для развития самопознания».

3.    Семинар «Виды коммуникации».

В июне 2010 года был проведен второй срез по вышеперечисленным диагностикам. В результате проведенных мероприятий степень благоприятности психологического климата повысился и составил 22 балла (высокая степень благоприятности). Результат диагностики определения индекса групповой сплоченности по Сишору остался примерно с таким же значением, как и ранее. Он равен - 15 баллам (средний уровень групповой сплоченности).

Также было проведено вторичное анкетирование педагогов. Результаты данного анкетирования, а также динамика результатов представлены в таблице 1.

1 срез (осень 2009 г.)

2 срез (лето 2010 г.)

 

1. Нравится ли вам ваша работа?

 

Да – 71%

Да – 88%

Вырос на 17%

Нет – 29%

Нет – 12%

Снизился на 17%

2. Хотели бы вы поменять свою работу?

Да – 64%

Да – 31%

Снизился на 33%

Нет – 36%

Нет 69%

Вырос на 33%

3. Нуждаетесь ли вы в помощи администрации, хотели бы вы изменить условия тру­да?

Да – 86%

Да – 77%

Снизился на 9%

Нет – 14 %

Нет – 23%

Вырос на 9%

4.Устраивает ли вас материальное положение?

Да – 14%

Да – 27%

Вырос на 13%

Нет – 86%

Нет – 73%

Снизился на 13%

По нашему мнению, на произошедшие изменения оказали влияние, прежде всего, осуществленные мероприятия, имевшие целью повышение комфортности психологического климата в педагогическом коллективе.

Возможно также, что влияние оказало обновление в коллективе.
В перспективе работа, направленная на улучшение психологического климата в педагогическом коллективе будет продолжаться. Планируется организация женского клуба.
Так же будет продолжена работа по организации тренингов и консультаций для педагогов.

 

Список литературы

1.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.   М., 1995.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >