Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Защита лесов от уничтожения

Уголовно-правовая защита лесов от уничтожения: исследование законодательства России, Китая и Монголии

Автор: Базарова С.Ю.

Ухудшение экологической ситуации в мире, возрастающее негативное воздействие чел ов ека н а окр уж ающ ую ср еду привел о к том у, что охра н а окр ужающ ей среды ста нови тся в се более острой проблемой. В экологическом равновесии и восстановлении окружающей среды огромную роль играют леса, и как свидетельствуют последние исследования, именно бореальные леса Сибири, а не тропические, являются легкими нашей планеты. Восточная Сибирь (в состав которой входит, в том числе и Забайкальский край) характеризуется лесистостью в 2,5 раза выше, чем в целом по России, и в 2,8 раза выше, чем в целом на планете. 

Непосредственно Забайкальский край относится к многолесным регионам страны, занимая 7 место в России по запасам леса. Площадь леса расположенного на землях лесного фонда края составляет 31,3 млн. га, с запасами древесины около 2,5 млрд. кубометров, что составляет 2,8 % от общей площади лесов, расположенных на землях лесного фонда и 3% запасов древесины в России. Площадь земель лесного фонда составляет 28 млн.га. Лесистость составляет на 66,7% хвойные породы, из которых 82 % - лиственница, занимающая 69,3% покрытых лесом площадей.

Резко-континентальный климат и высокая доля светлохвойный пород в составе древостоев обусловили высокую горимость лесов Забайкалья. По пятибалльной шкале оценки лесов по степени опасности возникновения пожаров 42 % площадей составляют леса 1-2 классов (высшей и выше средней степени опасности). Средней степени опасности составляют 37,4% лесов, и к лесам низкой и ниже средней степени опасности относятся менее 20 % лесов. Режим чрезвычайной ситуации в связи с лесными и лесостепными пожарами на территории Забайкальского края вводится ежегодно, за исключением 2009 г., когда количество выпавших осадков было аномально велико. Забайкальский край вошел в число 8 субъектов Российской Федерации с наиболее высокой горимостью лесов, на которые пришлось 92% пройденной в России огнем площади. Президентом России Д.А. Медведевым в 2009 г. была дана неудовлетворительная оценка по состоянию защиты лесов от преступных посягательств на территории Забайкальского края. По повод у с ост ояния уголовно-правовой защиты лесов в крае негативная оценка дана и министром внутренних дел Р.Г. Нургалиевым и бывшим министром природных ресурсов А.В. Гордеевым в 2007 г. в ходе целевого совещания по вопросам защиты лесов в г. Чита.

Законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за уничтожение лесов вплоть до уголовной. По данным некоторых исследователей, например Э.Н. Жевлакова, причиной лесных пожаров в 90% случаев являются действия людей. Но количество возбужденных уголовных дел и привлеченных к уголовной ответственности лиц не соответствует реальному количеству лесных пожаров и причиненному в их результате ущербу. Принцип неотвратимости уголовной ответственности в данной сфере явно не реализован. В этой связи большой интерес представляет законодательство граничащих с Забайкальским краем государств: Китая и Монголии. Схожесть климатических условий, географическая близость определяет схожесть фауны и флоры Забайкальского края с приграничными районами КНР и МНР, но состояние защиты лесов от уничтожения значительно отличается.

Учитывая, схожесть климатических условий и возникающих проблем, опыт как положительный, так и отрицательный подлежит исследованию. Разработанность проблемы уголовно-правовой защиты лесов от уничтожения в России явно недостаточна, что иллюстрирует, например, следующий факт. Наибольшую опасность представляет пожар сосняков в степи. Пожары в степи с уничтожением и повреждением растительности до степени прекращения экологической функции ведут к опустыниванию территории. Но эти биогеоценозы остались вне уголовно-правовой защиты, ответственность за уничтожение этих экосистем не урегулирована должным образом нормативными актами России, но законодательством Китая и Монголии предусмотрена.
В своем развитии экологическая политика Китая допускала и ошибки: Китай прошел стадию планомерного поощряемого уничтожения лесов, а затем стадию активной борьбы с незаконным уничтожением и повреждением лесов. Если в начале Ханьской эпохи (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) лесистость в Китае оценивалась в 64%, то к середине XX в. только – 8,6%. В 1973 г., когда состоялось Первое всекитайское совещание по охране окружающей среды, где Китай уже фактически являлся безлесной страной. Однако в настоящее время в Китае проводится последовательная политика увеличения занятых искусственными лесами площадей и коэффициент лесистости в КНР сегодня составляет уже 16,55%, что ниже среднемирового уровня на 10,61%, но речь идет об устойчивой тенденции к улучшению.

Объявление:

Обращает на себя внимание то, что большая часть леса и лесоматериалов Забайкальского края (по оценкам экспертов до 2 млн. куб. м. в год стоимостью в 126 млн. долларов США) экспортируется в КНР [1], где площадь территорий под лесопосадками и озеленением только в 2002 г. увеличилась на 53,1% [2]. Вместе с тем, уничтожение лесов остается проблемой и для современного Китая. Летом 1987 г. возникший локальный пожар распространился на огромной территории в 1,33 млн. Га. Выгорела 1/6 всех лесных массивов Китая, объем сгоревшей древесины тольк о ценных пород превыша ло в се, что бы ло загот овлен о в этом рай он е за 2 3 года активного лесопользования. Аналогичные пожары разных масштабов стали рядовым явлением. Интересен анализ состояния уголовно-правовой охраны лесной и лесостепной флоры в республике Монголия.

Россия, имеющая значительную протяженность государственной границы с Евроазиатским геополитическим положением, на Востоке соседствует с рядом стран, относящихся к Азиатско-Тихоокеанскому региону, в частности, с Китаем и Монголией. Азиатско-Тихоокеанский регион, в последние годы, приобретает все большее политическое и экономическое значение в мире. Неизбежный процесс глобализации и необходимость установления добрососедских отношений, развития торговых и политических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона требует изучения их законодательства. В то же время приходится констатировать, что российское сравнительное правоведение уделяет недостаточное внимание изучению законодательства этих государств.

Сравнительное правоведение стран Востока, а особенно стран дальнего Востока, представляло всегда известную трудность в связи с языковым барьером, усугубленным специальной юридической терминологией, и отсутствием исследований в сфере восточной философии права [3]. Проблема защиты лесов от уничтожения, в том числе в результате пожаров, актуальна для всего региона, вне зависимости от границ государств, выработка общих принципов в сфере защиты лесов, в том числе и в уголовно-правовом поле. Обмен накопленным опытом в решении аналогичных проблем между Китаем, Монголией и Россией в сфере защиты лесов от уничтожения является актуальной, насущной проблемой.

Список источников:

1.    Как не дать украсть миллиарды // «Забайкальский рабочий». №93 (24800) от 22.05.2007.
2.    Бирюлин Е.В., Кранина Е.И. Экологические проблемы КНР: опыт законодательного регулирования. В 2-х частях. М.: ИДВ РАН, 2005.
3.    Тумурова  А.Т.  «Некоторые проблемы  методологии востоковедных  сравнительно-правовых исследований».


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >