Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ













Загрязнение поверхностных вод

Загрязнение поверхностных вод в Китае и России: сравнительно-правовой анализ

Автор: Гунзенова К.В.

"По всему миру источники воды по-прежнему засоряются, портятся и приходят в негодность. Последствия всего этого для человечества крайне тяжелые. Недостаток воды угрожает экономическому и социальному состоянию и является потенциальным источником войн и кон фли кт ов », - выска за лся на первом Ази атск о-Т ихоок еан ск ом са ммите воды по повод у да н н ой проблемы Пан Ги Мун [1]. 

Известно, что Россия занимает третье место среди стран по размеру запасов пресной воды, однако существуют серьезные проблемы с ее экологической чистотой. Китай напротив – один из регионов мира, который уже сейчас сталкивается с острой нехваткой питьевой воды. Более 300 городов Китая ощущают острую нехватку пресной воды. Проанализируем правовые системы КНР и РФ в области защиты и охраны поверхностных вод от загрязнения, которая достигается путём сравнения и выявления плюсов и минусов каждой из правовых систем и последующей выработки рекомендации по совершенствованию правовой регламентации защиты поверхностных вод от загрязнения в РФ.

Конституционные основы регулирования охраны поверхностных вод в Китае имеют свои особенности. В частности природные ресурсы находятся в исключительной собственности государства. В то время как по Конституции РФ они могут быть «в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (ст. 9). При этом в РФ владение, пользование и распоряжение ресурсами, находящимися в собственности, осуществляется свободно (если не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы других лиц) (ст. 36 Конституции РФ), между тем Конституция КНР устанавливает запрет захвата или нанесения ущерба природным ресурсам со стороны любых организаций и частных лиц.
Государство в КНР является единственным собственником природных ресурсов (поверхностных вод в частности), поэтому Конституция КНР содержит достаточное количество норм, обязывающих государственные органы «обеспечивать рациональное использование природных ресурсов…» (ст.9 Конституции КНР), «защищать и улучшать условия жизни людей и экологической среды»,  «предотвращать и контролировать загрязнение окружающей среды и
-    «имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (ст. 42 Конституции РФ);
-    «обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст.58 Конституции РФ).
Основы законодательства РФ и КНР в сфере охраны вод. Понятие «загрязнение вод» даётся в статье 60 Закона КНР «Об охране и предотвращении загрязнения воды». Под загрязнением вод понимается “введение в водные объекты любого вещества, которое изменяет химические, физические, биологические или радиоактивные свойства воды таким способом, чтобы затронуть его эффективное использование, подвергнуть опасности здоровье человека, повредить экосистему или ухудшающих качество воды”. В российском законодательстве легальное определение понятия «загрязнение вод» пока отсутствует, поэтому по поводу толкования этого термина существуют различные точки зрения, а это в свою очередь затрудняет сам процесс правоприменения.

В российском законодательстве граждане наделены обязанностью «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства» (п. 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды »). Предусм отрены специальные права и обязанности, которыми обладают собственники водных объектов и водопользователи: содержать в исправном состоянии очистные сооружения, информировать государственные органы об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести учёт объёма забора водных ресурсов и сброса сточных вод , иные права; а также обязанность не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде (ст.39 Водного Кодекса РФ).

Китайское водное право предусматривает обязанность каждого «защищать воду и ресурсы почвы», «защищать водную окружающую среду и осуществлять контроль действий иных лиц, причиняющих загрязнение или повреждение водной окружающей среде, сообщать в государственные органы об известных ему фактах загрязнения», «право требовать возмещение ущерба от опасности загрязнения воды и потребовать устранения опасности загрязнителем», обязанность лица, виновного в загрязнении, устранить последствия и компенсировать субъектам, которые пострадали от загрязнения, прямые потери (ст. ст. 3, 5 Закона КНР «Об охране и предотвращении загрязнения воды»).

Так, права и обязанности, установленные российским водным правом, адресованы «гражданам», «собственникам водных объектов» и «водопользователям», в то время как в Китае круг адресатов увеличен до «всех», то есть до каждого, находящегося на территории КНР. Такой субъект как «все» адресует каждому обязанности по охране поверхностных вод и права требовать от других соблюдения природоохранных правил, что более выгодно в процессе правоприменения, поскольку в случае нарушения законодательства иностранными гражданами либо лицами без гражданства не возникнет вопрос о необходимости детального толкования нормы. Российским законодательством не предусмотрена обязанность сообщать об известных случаях загрязнения вод иными лицами, а также осуществлять контроль актов загрязнения или принесения повреждения водной среде. Напротив обязанность сообщить властям о преступлении существует в КНР как одна из форм ответственности граждан в области охраны и защиты окружающей среды. Бесспорно, такие меры защиты водных объектов являются дополнительная гарантия от загрязнения.

Ответственность за загрязнение поверхностных вод. В соотв етств ии с российским ФЗ «Об охране окружающей ср еды » за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством; а по Водному кодексу РФ «лица, виновные в нарушении водного законодательства несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ ». Законодательств ом КНР предусмотрена отв етств енность уголовная, административная и гражданская.

Уголовная ответственность за загрязнение вод регламентирована ст.250 УК РФ, за совершение данного преступления предусмотрены следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на определенный срок, исправительные работы, лишение свободы (в зависимости от тяжести преступления). В китайском уголовном законодательстве можно выделить статьи, предусматривающие ответственность за «незаконный выброс или размещение опасных отходов», «незаконный ввоз, утилизацию и размещение твердых отходов на территории КНР», «добычу полезных ископаемых способами, заведомо наносящими вред окружающей среде».
Административная ответственность в РФ регулируется главой 8 Кодекса об административных правонарушениях, предусмотрена за совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования». Наказание предусмотрено в виде наложения административного штрафа или административного приостановления деятельности на определенный срок с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования. В КНР существуют следующие виды наказаний за совершение административных правонарушений: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) конфискация незаконно полученной выгоды; 4) принудительная остановка производства; 5) принудительное закрытие предприятия; 6) принудительное прекращение незаконной деятельности; 7) приостановление или отзыв лицензии и свидетельства о регистрации предприятия; 8) административный арест и др. Применительно к должностным лицам: выговор, строгий выговор, понижение в ранге, понижение в должности, увольнение и др.
Следует отметить, что в Китае в отличие от России действует принцип двойного наказания: штраф с организации и наказание руководителя предприятия либо ответственного лица. Такой принцип эффективно способствует борьбе с загрязнением поверхностных вод в современных условиях гонки за экономической выгодой. В китайском праве действует презумпция виновности лица в загрязнении вод, бремя доказывания своей непричастности лежит на лице, которое обвиняется в осуществлении загрязнения, в российском же наоборот -презумпция невиновности.

Меры стимулирования соблюдения законодательства. Кроме ответственности за загрязнение вод в РФ предусмотрены меры предупреждения загрязнения вод, стимулирования соблюдения законодательства. К ним относят «предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов. Также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды», поддержку «предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды» (ст.15 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»), поддержку «проведения научных исследований в области охраны окружающей среды», «осуществление природоохранных мероприятий, иные методы регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды». К сожалению, наиболее распространённой мерой в политике борьбы с загрязнениями вод остаётся взимание платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, большинство мер профилактического действия на практике не применяется.

Что касается Китайского законодательства, то оно ориентировано на первоочередность профилактики, сочетание профилактики с ликвидацией последствий, усиление контроля состояния среды. Запрещены производство оборудования и изготовление продукции, характеризующиеся высокими удельными затратами энергии и материальных ресурсов, а также технологии, сильно загрязняющие среду. Государство в Китае поощряет развитие образования в области науки охраны окружающей среды, укрепляет исследования и разработки в области науки и технологий, защиты окружающей среды, повышения научно-технического уровня охраны окружающей среды и популяризации научных знаний в области охраны окружающей среды. В Китае экономика и экология тесно связаны - планы по охране окружающей среды в обязательном порядке включаются в национальные планы экономического и социального развития (в соотв. со ст.4 Закона КНР «Об охране окружающей среды»).

Предложения    по    совершенствованию    российского    законодательства.

Совершенствованию экологической политики РФ в области защиты вод от загрязнения, по нашему мнению, может способствовать: формулирование официального определения понятия «загрязнение   вод»;   активизация   политики   в   области   предупреждения   загрязнения   вод, обеспечение экономического стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению природоохранных мероприятий и соблюдению требований экологического законодательства; формирование позитивной экологической установки в обществе – каждый должен чувствовать личн ую отв ет ст в енность за состояни е окр ужа ющ ей среды ; у ка ждог о дол ж н а быть возможность оказывать помощь в деле борьбы с загрязнением либо нанесением повреждения экологии поверхностным водам, и государство должно поддерживать это стремление; приоритет сохранению экологического благополучия при планировании экономического развития государства; ужесточение наказания за загрязнение вод: повысить уровень платежей (чтобы загрязнение вод в погоне за прибылью стало экономически не выгодным); введение двойного наказания: штраф с предприятия плюс личная ответственность руководителя предприятия либо ответственного за загрязнение лица.

Список источников:

1.    Первые лица // Газета «Коммерсант». 05.12.2007. № 224 (3800). С. 9.
2.    Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2007. - 39 с.
3.    Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.12.2009 №365) // Собрание законодательства РФ. 05.06.2006. №23. Ст. 2381.
4.    Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (в ред. ФЗ от 27.12.2009 №374) // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. №2. Ст. 133.
5.    Конституция Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] // Сайт «Законодательство Китая». – URL: http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution
6.    Закон КНР «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] //Сайт Министерства экологической безопасности КНР. - URL: http://english.mep.gov.cn/Policies_Regulations
7.    Закон КНР «Об охране и предотвращении загрязнения воды» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства    экологической    безопасности    КНР.    –URL: http://english.mep.gov.cn/Policies_Regulations/laws/environmental_laws
8.    Закон КНР «Об охране водных ресурсов и почв» [Электронный ресурс]. // Сайт Министерства экологической    безопасности    КНР.    –    URL: http://english.mep.gov.cn/Policies_Regulations/laws/envir_elatedlaws
9.    Закон КНР «О предотвращении загрязнения твёрдыми отходами» [Электронный ресурс]. // Сайт Министерства    экологической    безопасности    КНР.    –    URL: http://english.mep.gov.cn/Policies_Regulations/laws/environmental_laws

 
< Предыдущая   Слудующая >