Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Филология arrow Природный образ в повести Есенина Яр





Природный образ в повести Есенина Яр

Внутренняя составляющая природного образа в повести С.А. Есенина «Яр»

Автор: Лосева К.В.

Для создания природного образа в повести «Яр» С.А. Есенин использует метод переноса (копирования, или ассоциативной кальки). Его смысл заключается в перенесении равнозначных признаков, необходимых автору для создания нужного характера атмосферы, с одного предмета (явления) на другой. Характеристика предметов (явлений) передается через заимствование состояния или действия у другого предмета (явления) и выражаются в форме глагола, прилагательного, существительного. Исходя из этого, выделим три основные группы:

-    перенос по действию;
-    перенос по признаку;
-    перенос по схожему предмету.

Перенос по схожему предмету является самым немногочисленным в повести С. Есенина «Яр». Он основывается на описании предмета (или явления; чаще предмета) путем переименования его в другой, по характеру схожий предмет. «В небе туманно повис черемуховый цвет, и поблекший месяц нырял за косогором расколовшейся половинкой», «день был ветреный, и сивые тучи, как пакля, трепались и, подхваченные ветром, таяли», «желтой шалью махали облака», «дым потянулся кверху и издали походил на махающий полотенец», «глаза его как бы заволоклись дымом, а под рубахой, как голубь, клевало грудь сердце». В основе этой группы лежит сходство предметов: месяц – расколовшаяся половинка, тучи – пакля, облака – шаль, дым – полотенце, сердце – голубь.

Перенос по признаку. Это средняя группа после немногочисленного переноса по схожему предмету и широкой группой переноса по действия. Перенос происходит по тому же принципу, что и в предыдущей группе, однако теперь заимствуются необходимые признаки у других предметов и явлений для создания определенного характера атмосферы: «скребущая тишина», «вздыхающий ветер», «распластанные коршуны, «пуховитый налет».

Перенос по действию. Главным в этой группе является слово, подразумевающее действие и обращенное к другому предмету (явлению). «Сумерки грустно сдували последнее пламя зари», «укромно шнырял ветерок», «розовый закат поджигал черную, клубившуюся дымом тучу», «лунь лизала траву», «тучи клубились шерстью и нитками сучили дождь», «прояснившееся небо опять заволокло тучами, и сверкавшая молния клевала космы сосен».

Основной компонент этой группы – действие. Благодаря ему возникает ощущение оживления предмета или явления. Явления действуют подобно тому, как действует какое-либо другое лицо, то есть здесь наблюдается перенос действия лица на явление. Таким образом, само явление принимает более четкую форму и превращается в подобие живого существа, его можно ощутить. При описании предмета не происходит перехода из бесформенного в более конкретное (предмет сам по себе конкретен), как происходит с явлением, а предмет сразу начинает действовать. Правда, сложно судить о том, что предмет является абсолютно конкретным, в сознании каждого он отражается по-своему. Однако даже если учесть эту мысль, предмет во всяком случае является более конкретным, нежели явление. Вернемся к описанию явлений. Есенин делает его четкое описание путем наделения явления конкретным движением, характерным для определенного лица.

Отметим, что перенос по действия является наиболее распространенным средством создания образа в повести «Яр». Действие является самым живым наиболее показательным средством описания.

Существует большое количество сторон, через которые можно описать явление или предмет: слуховые, зрительные, осязательные и т.п. характеристики. Однако есть два метода передачи этих характеристик предмета или явления:

-    дедуктивный;
-    индуктивный; Дедуктивный  метод  основывается  на  описании  явления,  на первый план которого выходят ассоциации (общее), основанные на частных характеристиках явления (слуховых, зрительных, осязательных и т.п.).

Индуктивный способ основан на обратном. На первый план выходит описание частного, а в невидимую основу ложится общее, ассоциативное.
С. Есенин пользуется дедуктивным методом создания характера атмосферы в своей повести «Яр». Он вкладывает в описание явлений (предметов) множество частных описаний, но они находятся как бы в подтексте, за общим (ассоциативным).

Литература:

1.    Фадеев А.А. Труд писателя. Литературная газета, № 22, 1951.
2.    Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. М., 1972.
3.    Колесов. В.В. Философия русского слова. СПб., 2002.
4.    Ефимов А.И. О языке художественных произведений. М., 1954.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >