Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Филология arrow Пародийный текст





Пародийный текст

Пародийный текст в сфере интертекстуальных отношений

Автор: Нестеров Д.В.

Пародия (гипертекст в классификации Жерара Женнета) – переосмысление исходного текста, представление его как комического. Суть в трех планах пародийного текста1. Первый план – непосредственный, прямой смысл произведения. Когда пародируются элементы исходного текста, зачастую такой смысл оказывается бессмыслицей.

Второй план – непосредственно пародия. Содержанием его становится форма произведения – доведенное до абсурда повторение исходной и отношения текстов, на этой основе строится комическое. Третий план – оценка, высказывание относительно претекста (чаще – критика).

Необходимо выделить и пародичность2 – когда претекст используется как макет. В таком случае, первый план становится значащим, поднимает свои темы, отличные от оригинальных. В результате семантизации текста зачастую появляется противоречие между пародийной формой и серьезным содержанием.

Возможен переход из «непародии» в пародию, из пародийной функции в пародическую и наоборот. Все дело в субъективном восприятии текста читателем и многообразии интертекстуальных децентрализованных   (когда   смысл   образуется   между   текстов,   нет источника и заимствования) отношений. Мы можем говорить о «вневременности» пародии (как и любого текста), когда «Романс селькора» становится пародией не только на романс второй половины XIX века, но и на последующие тексты, например, «Подмосковные вечера» (1957, сл. М. Матусовский), особенно третий куплет.

Конфликт трагического и комического возникает на всех уровнях, например, «чашу горькую выпью до дна я» как сочетание высокого «чаша жизни» и относительно сниженного «пить горькую чашу» - топить горе в вине.

Пародийный текст всегда в тесных отношениях не с одним конкретным текстом, а с целой группой обладающих какими-то общностями. Как и любое другое произведение, пародия – это и конечный текст, и исходный. Нередко она не смешна, она может быть написана идеально с художественной точки зрения, высоким стилем, на трагичные темы. Если говорить о её сниженности, то всегда необходимо иметь в виду относительность этого понятия. В гипертексте все связано и, следовательно, все относительно.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >