Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Филология arrow Синонимы в поэтической речи













Синонимы в поэтической речи

Синонимы и их значение в поэтической речи

Автор: Рымарь С.В.

Не вызывает сомнений особая значимость синонимических связей в художественном тексте. При этом важным представляется чёткое осознание того, что синонимические отношения в тексте, особенно в тексте художественном, отнюдь не тождественны отношениям в пределах синонимического ряда общеупотребительного языка.

Несомненно, только разграничивая синонимию системную и синонимию текстовую и имея в виду последнюю, можно говорить о незамкнутости синонимических рядов. Синонимия текстовая выходит далеко за рамки даже широко понимаемого синонимического ряда, существующего в системе языка, и предполагает привлечение к анализу широкого круга слов. Думается, что отношения смысловой близости по синонимическому типу часто формируют текстовые синонимические связи, поскольку при всем разнообразии последних их закономерности диктуются свойствами лексической системы языка.

Обращение к семантическим сближениям в художественном тексте предполагает особый аспект анализа лексики, поскольку в контексте всего произведения слова и выражения, находясь в тесном взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой перспективе целого.

Расширение сочетаемости слов приводит к изменению, смещению семантики. Индивидуальные, единичные семантические сдвиги чаще всего возникают – и проявляются – в широком контексте. Для их раскрытия недостаточно словосочетания или предложения. Нам понадобится больший отрезок текста, а иногда всё произведение. Например, смысл, вложенный А.С. Пушкиным в заголовки произведений «Пиковая дама», «Метель». Следовательно, слово или словосочетание можно сравнивать с целым художественным произведением как воплощение образа.

Попадая в художественный контекст, слово оказывается обращённым не только к реальной действительности, но и к творчески созданному в художественном произведении особому миру. Будучи обусловлено художественным заданием писателя, слово обогащается эстетическими приращениями смысла, начинает жить по законам сложного эстетического целого, становится орудием образного мышления. В произведениях художественной литературы слово имеет тенденцию расширять свои семантические возможности: оно в каждом употреблении может одновременно реализовать несколько значений или их оттенков.

Поэтические значения не являются чем-то внеположным по отношению к языковым. Но опираясь и будучи выводимым из языковых значений, поэтический смысл уже не сводим к ним. Семантическая система языка, преломляясь сквозь призму художественного замысла, фокусируется в образно-смысловой структуре текста.

Новые значения не привносятся извне, а потенциально содержатся в языковой системе. Поэтому поэтический текст представляет собой семантическую систему, соотносимую с общеязыковой картиной мира, и вместе с тем отличную от неё, - подчинённый закономерностям искусства новый мир речевых смыслов и соотношений. Поэтический текст не только отображает  в себе семантическую систему языка, но и сам оказывается целостной соотнесённой системой индивидуальных авторских смыслов и созначений.

Таким образом, целью и задачей изучения языка художественного произведения является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений.

 
< Предыдущая   Слудующая >