Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Философия arrow Слово-образ





Слово-образ

«Слово-образ» в русской народной сказке

Автор: Ионова Е.А.

Современные специалисты и практики по психологии, социологии, психиатрии, криминалистики отмечают резкий рост в поведении детей дошкольного и школьного возраста жестокости, садизма, немотивированной агрессивности и злости, равнодушия к страданиям и боли другого человека. Одними из основных источников формирования подобного мировоззрения и мироощущения являются: массовое увлечение компьютерными играми (виртуальной реальностью), неконтролируемый просмотр детьми американских и японских (аниме, манга) мультфильмов, «обучающих» жестокости, насилию, эмоциональной несдержанности.

Современные дети дошкольного возраста практически не знают русских народных сказок. Слово, символ, язык образов и эмоций оказывают огромное влияние на психику и душу ребенка. «Духовное проявляется в душе как инстинкт, как подлинное переживание… Оно является специфической и необходимой формой проявления инстинктивных сил. Символ обладает способностью выражать различные аспекты представляемой им идеи».

Русские народные сказки как произведения литературы и фольклора сохранили богатейший, познавательный материал. Многие из сказочных мотивов восходят к социальным институтам. Особое место занимает обряд посвящения. К нему восходят следующие мотивы: уход или изгнание детей, встреча с Ягой, получение волшебного средства или помощника, лесной учитель и хитрая наука. Цикл инициации древнейшая основа сказки.2 Отличительным элементом сказки является безусловное признание и обретение чудодейственной силы (оно становится главным двигателем сказочного повествования)3. Вера в такую силу присуща человеческой психике.

Борьба между добром и злом, выбор между собственной выгодой и помощью другому человеку, преодоление главным героем препятствий, опасностей, трудностей при достижении поставленной цели, отраженные в сказках, служат своего рода моделированием и программированием дальнейшего поведения в жизни. Сказка внушает слушателям дух радостного принятия жизненной борьбы за счастье и само право на жизнь, поддерживает веру в победу нравственных начал, торжество справедливости.

Керлот Х.Э. Словарь символов. - М. 1994 С. 25.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М. 2001. С. 105.
Елонская Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России. - М.1994 С. 65-66.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >