Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История arrow Циркуляр об иллюминатах





Циркуляр об иллюминатах

Конспирация А. Вейсгаупта и масонский «Циркуляр об иллюминатах в баварии»

Автор: С. Е. Киясов

На рубеже XVIII–XIX вв. сочинения Ж.-Ф. Лефранка и О. Баррюэля, посвященные революционным событиям во Франции, дали жизнь так называемой «черной легенде». Ее главными персонажами оказались иллюминаты и масоны, якобы организовавшие совместный заговор против христианской морали и монархий Старого Света. Однако громкие обвинения опровергли специалисты, которые установили подлинные причины падения «старого порядка». Иные, реалистичные оценки прозвучали также в отношении немногочисленных и, как правило, разрозненных выступлений революционеров-конспираторов той эпохи.

Впрочем, некоторые авторы, в том числе и российские, по-прежнему убеждены в обоснованности подозрений французских аббатов-монархистов. Очередной этап дискуссии, в центре которой оказались политические пристрастия «вольных каменщиков», нуждается в привлечении новых документов. К их числу может быть отнесен текст «Циркуляра об иллюминатах в Баварии», хранящийся в коллекции масонских документов НИОР РГБ (Москва). Его содержание дает более точное представление о реакции масонских структур на усилия своих «политиканствующих» собратьев.

Новейшие изыскания в области масоноведения позволяют сделать категорический вывод о существовании изначального запрета на участие регулярных лож в политических баталиях. Об этом, в частности, свидетельствует текст масонских «Конституций» Джеймса Андерсона (1684–1739) и Джона Теофила Дезагюлье (1683–1744) – родоначальников современного движения «вольных каменщиков». В изданной ими масонской Библии (1723 г.) провозглашалось обязательное следование таким общественным добродетелям, как веротерпимость, лояльность к существующей власти и почитание своего короля. Занятие политикой было объявлено частным делом каждого брата, при условии, что он не вовлечен в антиправительственный заговор. Аполитичность регулярных масонских лож, создание которых контролировалось Великой ложей Лондона, подтверждалась также их безусловной приверженностью нравственным исканиям и благотворительности. Однако в хорошо отлаженную систему взаимоотношений масонских лож и общества, утвердившихся по всей Европе, вскоре были внесены существенные, но, впрочем, несанкционированные большинством братьев коррективы. Пионером в этой области может быть назван профессор и масон из баварского Ингольштадта Адам Вейсгаупт (1748–1830).

С именем этого человека связана, пожалуй, самая яркая страница в истории германского и европейского масонства. Страстный поклонник материалистических, естественно-правовых и эгалитарных идей К. Гельвеция, Г. Б. де Мабли и Ж.-Ж. Руссо, он утверждал, что философские концепции не в состоянии изменить окружающий мир. В 1776 г., с целью практического преобразования общества, А. Вейсгаупт создал тайный Орден иллюминатов. С его помощью осуществление возвышенных идеалов Просвещения предполагалось путем морального и нравственного перевоспитания людей. Идея политического переворота решительно отвергалась, так как свобода, по мнению Вейсгаупта, – благо, которое народы не могут освоить сразу. Достижению стратегических целей была подчинена организационная структура Ордена. Иллюминаты, как и масоны, по степени посвящения делились на три степени, которые должны были соответствовать их моральному росту: Послушник, Ученик Минервы8, или Минервал, и Просветленный Минервал.

Со временем Орден иллюминатов претерпел заметные организационные изменения. Он все больше напоминал рыцарско-тамплиерскую масонскую систему М. Рэмси и К. Хунда, известную в Германии как «строгое послушание». Одновременно «просветленные» выступали в качестве продолжателей традиций мистического иллюминизма, заложенных деятельностью Ордена мартинистов во Франции. Во всяком случае, их лидеры явно симпатизировали проповедям таких популярных масонских мистиков XVIII в., как Ж.Б. Виллермоз, М. Паскалли и Л.К. де Сен-Мартен.

Объявление:

Свою окончательную структуру Орден иллюминатов приобрел в 1781 г. В преддверии масонского конвента в Вильгельмсбаде (Гессен)10 Адам Вейсгаупт и его соратник Адольф Фрейхерр фон Книгге (1752–1792) осуществили важные внутренние реформы, превратившие иллюминатов в участников мощной конспиративной организации11. Деятельность ее адептов была прикрыта не только строгой дисциплиной, но и системой тайнописи. Специальный шифр кодировал не только буквы алфавита, но и цифры12. Иллюминатами был также разработан собственный календарь. Он состоял из двенадцати месяцев и начинал летоисчисление с 21 марта 630 года Отправной хронологической точкой для иллюминатов было время правления персидского царя Ездгерда III (Jezdegard). Его принципы, отвергавшие католический календарь, в годы Великой французской революции были воплощены в жизнь усилиями литератора-утописта Сильвена Мареша-ля и Шарля Ромма.

Обновленный орден был разделен на три класса и двенадцать уровней посвящения. В первый класс были включены старые степени: Послушник, Минер-вал и Просветленный Минервал. Второй класс становился исключительно масонским – это был как бы промежуточный Орден. Он состоял из пяти степеней: Ученик, Подмастерье, Мастер, Шотландский рыцарь св. Андрея, Шотландский рыцарь Храма. В третьем классе реформаторы выделили два разряда мистерий, являвших собою руководящий Ареопаг. Малые мистерии состояли из степеней Просветленного Жреца и Просветленного Принца; большие включали в себя степени Мага-Философа и Повелителя (Homme Roi)15. Все ключевые участники организации получили тайные имена, напоминавшие о подвигах героев античной истории. Так, Вейсгаупт был известен как Спартак, а Книгге выступал под маской иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского (Philo).

Инициатива Вейсгаупта–Книгге положила начало возникновению особой разновидности псевдомасонства, главной задачей которого являлось конспиративное прикрытие Ордена иллюминатов, а впоследствии – и других тайных организаций во многих странах Европы. На конгрессе в Вильгельмсбаде иллюминаты, вдохновляемые масоном Адольфом фон Книгге, попытались подчинить себе регулярные ложи Старого Света. Однако их инициатива не получила одобрения остальных делегатов. Эта неудача оказалась решающей в судьбе иллюминатов. В 1784 г. паутина заговора была раскрыта, а тайная организация разгромлена и запрещена курфюрстом Пфальца и Баварии Карлом Теодором (Kurfurst Pfalz-bayern). Сам А. Вейсгаупт бежал к своим покровителям в Гессен и последующие десятилетия жизни, отойдя от политики, посвятил философско-нравоучительному литературному творчеству.

Очевидная самостоятельность политических убеждений А. Вейсгаупта, мечтавшего о перевоспитании и объединении людей в духе рекомендаций европейских гуманистов и французских философов-просветителей18, не помешала историкам говорить, что его организация являлась масонской, только особого, радикального направления. В частности, такая характеристика иллюминизма прозвучала на советско-итальянской конференции историков 1966 года. Ее поддержал и наш соотечественник, видный историк В. М. Далин. Однако, по всей видимости, более точная характеристика деятельности «просветленных» принадлежит французскому философу-эзотерику Р. Генону (1886–1951). Он утверждал, что в данном случае речь идет о действиях типичной традиционалистской структуры, функционирование которой выстроено на исполнении магических инициаций20. Так или иначе, деятельность иллюминатов оставила заметный след в политической и общественной жизни Европы конца XVIII – первой четверти XIX в., что подчеркивается многими специалистами.

Быстрое раскрытие конспиративной деятельности иллюминатов является безусловным свидетельством несостоятельности просветительской программы с примесью заговорщических традиций. Помимо всего прочего, эта неудача – подтверждение несправедливости обвинений масонов в их приверженности политике. Совершенно очевидно, что регулярные ложи никогда не являли собой тайного общества, преследующего политические цели. Как и в случае с иллюминатами Баварии, а позже с карбонариями («угольщиками») в Италии и декабристами в
России, их легальные структуры служили лишь удобным прикрытием деятельности заговорщиков, преследовавших цели отнюдь не нравственного совершенствования. Исходя из этого, трудно согласиться с теми оценками, в которых Орден иллюминатов упорно признается масонской организацией, а сами иллюминаты – политизированной разновидностью «вольных каменщиков».

Наш вывод подтверждается оценками, прозвучавшими со стороны самих масонов. Одним из важных свидетельств подлинных взаимоотношений регулярных масонских структур и сторонников А. Вейсгаупта является упомянутый выше текст «Циркуляра об иллюминатах в Баварии». В фондах НИОР РГБ хранится копия этого старинного документа, помеченная 1830 годом22. Сама дата свидетельствует о непреходящей актуальности «иллюминатской темы» для России, в то время только что пережившей события военного мятежа 1825–1826 годов. Следует напомнить, что император Николай Павлович подтвердил все запреты на деятельность тайных обществ на территории России, озвученные своим предшественником императором Александром I. В начале 30-х гг. XIX в. актуальность темы подтверждал донос на высочайшее имя князя А. Б. Голицына, в котором сообщалось о новом заговоре иллюминатов в Санкт-Петербурге. Его руководителями были названы шеф жандармов А.Х. Бенкендорф и глава политической полиции М.Я. фон Фок.

Ценность документа определяется его принадлежностью к разряду официальной масонской переписки: на конгрессе в Вильгельмсбаде территория православной империи была признана европейскими масонами одной из провинций вселенского Ордена. Его неизвестные авторы оценивают Орден иллюминатов как «вредоносную секту», которая получила распространение «во многих странах Европы». Они характеризуют иллюминатов в качестве противников христианской церкви, а также «истинного» масонского Ордена, долженствующего способствовать «распространению божественного Царства». Составители «Циркуляра» обвиняют иллюминатов в отвлечении масонов от «чистой Христианской Религии». Тем самым, по их мнению, сторонники А. Вейсгаупта стремятся «к разрушению всех связей, нужных к содержанию богоугодного порядка в обществе». Столь же отрицательно были оценены стремления самого А. Вейсгаупта к «необузданной независимости от светской и духовной власти». Приверженцы иллюминатов названы в документе «ложными просветителями», которые действуют при помощи проповедей и распространения книг, и даже «душеубийца-ми»25. Все истинные масоны призывались твердо и решительно «противостоять врагу» и следовать собственной, истинной морали, которая предусматривала служение «Учению и образу Спасителя и Мастера нашего Иисуса Христа».

Следует подчеркнуть, что жесткие оценки политических усилий иллюминатов подтверждались отечественными масонами неоднократно и никогда не менялись. Так, еще до выхода в свет сочинения О. Баррюэля именитые русские «вольные каменщики» крайне отрицательно характеризовали события начавшейся революции во Франции. По их мнению, они стали результатом политического заговора. Например, эмиссар московских масонов-мартинистов А. М. Кутузов, побывав в июле 1789 г. в бурлящем Париже, характеризовал революцию в качестве возмутительного акта насилия со стороны вольнодумцев, просветителей и иллюминатов. Подобные мнения разделялись и в Москве. В письме масона-просветителя, соратника Н. И. Новикова, И. В. Лопухина в Берлин от 14 октября 1790 г. революционная Франция оценивалась в качестве «юродствующей» и «несчастной».

Таким образом, регулярные масонские структуры Старого Света самым решительным образом дистанцировались от попыток иллюминатов Баварии втянуть их в антиправительственные заговоры. Они не признавали сторонников А. Вейсгаупта своими собратьями, справедливо видя в них вовсе не участников масонского движения, а эмиссаров деструктивных политических сил и вероотступников.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >