Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История arrow Модернизация традиционных обществ













Модернизация традиционных обществ

Модернизация традиционных обществ и культур

Автор: Л. Г. Корсунская

Индо-буддийская цивилизация всегда занимала существенное место в мировом сообществе и имеет значительный потенциал для своего развития.
Ценности индуизма и буддизма во многом определяют доминанты культуры и политики в обществах Южной Азии. Изучение данных ценностей является ключом к постижению закономерностей и специфики развития обществ этого региона.

Индо-буддийская культура и религия выступают ценностным вектором индийской цивилизации. В традиционной индийской культуре выделяется система ведических ценностей.
Со времен «Ригведы» берет начало концепция Божественного закона «риты», который представляет собой космический порядок, установленный изначально на небесах и земле Высшей Силой. «Рита» воплощается на земле в виде «дхармы», которая включает весь круг обязанностей (в том числе и морально-правовых) и ответственности человека.

«Дхарма», «карма», «мокша», «артха» представляют нормы и принципы поведения и деятельности.

В культурной индо-буддийской традиции лежит требование исполнения и гармонического сочетания этих четырех этических норм.

Религиозно-стратификационная модель социальной организации выполняет важную связующую функцию. Она объединяет высшие ведические установки с экономической и политической мобильностью представителей различных каст и слоев.

В индийской цивилизации имеется ряд характерных черт и особенностей: 1) изначальный приоритет государства над обществом; 2) цивилизационное единство Индии, которые рассматривается в диалектической взаимосвязи с ее региональным многообразием.

В Индии традиционно важную роль играла каста, кастовое самоуправление, социально гетерогенная многоклассовая община.

Согласно индусской традиции каждая каста обладает определенным статусом. Кастовый статус группы зависит как от ее положения на шкале ритуальной чистоты (ритуальный статус), так и ее места в процессе осуществления институтом касты внеэкономического принуждения (институциональный статус). Ритуальный статус входит в понятие социокультурного статуса, связанного с принадлежностью к религиозной или этнической общности.

Социокультурный и социально-экономический статусы являются формами существования социального статуса. Таким образом, социальный статус включает статус кастовый.

Для Индии характерен глубокий синтез всех сторон общественной жизни (ритуальной, социально-экономической, политической), фундаментом которой является каста.

В традиционной Индии в организации общественных связей большую роль играла культура (религия), чем политика. Отношения внутри семьи, рода, касты, общины регулировались обычаем и традицией. В основе институционализации политической системы Индии определяются два уровня – центральная власть и власть местного самоуправления панчаяты. Общинное и местное самоуправление (панчаяты) выполняет функции регуляции общинных взаимоотношении.

В сельской местности Индии традиционно важную роль играет политическая культура семейных, кастовых, панчаятских отношений и управлений.

Индия представляет собой одну из древнейших на нашей планете цивилизаций, ее народы, постигавшие на протяжении многих веков искусство жить вместе, стали гражданами единого государства сравнительно недавно, более полувека назад, «единство в многообразии» – национальная идея.

Индия с ее развитым внутренним рынком и территориальным разделением труда, демократическим государственным устройством и продуманной культурной политикой представляет возможности для большинства регионов и этносов реализовать свой экономический потенциал, участвовать в осуществлении общественных программ развития, сохранять значительную автономию, развивать культуру и традиции.

В отдельных регионах наблюдаются и сепаратистские движения, и межконфессиональная рознь, но Республика Индия сумела выработать эффективные механизмы, способные предотвратить угрозу распада, сохранить и единство страны, и многообразие ее регионов.

Историк и социолог Бернард С. Кон пришел к выводу, что «характерной чертой индийской цивилизации являются процессы, посредством которых разнородные элементы начинают соотноситься друг с другом, формируя эту цивилизацию».

Индийская цивилизация выработала свои подход: различные, даже противоречащие друг другу компоненты могут существовать в рамках одной системы, не взрывая, а укрепляя ее путем выработки компромиссного варианта.

 
< Предыдущая   Слудующая >