Pravmisl.ru







Принципы прав человека

О проблеме принципов прав человека

Автор: Н. Н. Белякович

Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека. Принципы определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, объединяют в целостную систему существенные, устойчивые и универсальные элементы прав и свобод человека. Они определяют также отношение самого человека к своим правам и правам других людей, регулируют его деятельность, связанную с уважением, поощрением и защитой прав и свобод.

Между тем проблема принципов прав человека, как считают некоторые исследователи, до сих пор весьма неопределенно и неоднозначно трактуется в международной идеологии прав человека и отсутствует в понятийном аппарате международных и региональных актов по правам человека. Такая ситуация негативно сказывается не только на общих идеологических установках, политико-правовых нормах и стандартах в области прав человека, усугубляя во многом их неопределенность и декларативность, но и на практической деятельности международной правозащитной системы.

Известный белорусский философ и политолог Л. Ф. Евменов полагает, что до тех пор, пока ученые не определятся четко с фундаментальными принципами прав человека, Организация Объединенных Наций, национальные государства не всегда будут способны принимать грамотные, адекватные объективной реальности и потребностям социального прогресса, действенные решения и практические меры по гарантированию, а главное, реализации прав человека. Пока не будут выработаны единые или хотя бы имеющие тенденцию к сближению и взаимоинтеграции научно корректные подходы к определению структуры, содержания и взаимосвязи принципов прав человека, до тех пор в международных и национальных отношениях будут воспроизводиться политико-правовое лицемерие, двойные стандарты и мерки в оценке реальной ситуации по реализации прав человека в том или ином государстве.

Л. Ф. Евменов подвергает резкой критике деятельность ООН, связанную с разработкой принципов прав человека, других правозащитных организаций. По его мнению, ООН еще далеко до серьезной разработки проблемы фундаментальных принципов прав человека. Критическая оценка дана также исследователям, занимающимся изучением проблемы прав человека.
В этой связи у читателя вполне закономерно могут возникнуть, на первый взгляд, элементарные вопросы: неужели права человека до сих пор являются «беспринципными»? Так ли на самом деле удручающе обстоят дела с разработкой принципов прав человека? Не драматизирует ли политолог Л. Ф. Евменов ситуацию в данном вопросе?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, обратимся к первоисточникам - международным, региональным и национальным документам, материалам конференций, других форумов, а также к монографической литературе по правам человека.

Объявление:

Прежде всего представляется целесообразным напомнить читателям, что есть принцип. В энциклопедическом словаре принцип (от лат. principium – начало, основа) трактуется как: 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т. д.; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

В философии принцип также характеризуется как центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Исходя из этих определений, можно утверждать, что принципы прав человека отражают существенные, устойчивые и необходимые, или закономерные, проявления и связи. Они составляют онтологическое основание, на котором могут выстраиваться различные модели прав индивидов, групп и народов. Следовательно, принципы прав человека и их модификации соотносятся между собой как общее и единичное, заключающие в себе несущие конструкции этого целостного феномена.

В современной политико-правовой литературе можно встретить различные подходы к проблеме принципов прав человека, их артикуляции и классификации. Первый, базисный подход отражен, как нам представляется, в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Пакте о гражданских и политических правах, в других международных документах. В этих документах нашли закрепление важнейшие принципы прав человека, хотя сам термин здесь не называется. Это - принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой личности достоинства; признания ценности человека, его прав и свобод; принцип всеобщности, или универсальности, прав человека; принцип равноправия всех граждан; уважения, поощрения и соблюдения прав человека; принцип активных действий всех государств, направленных на полное осуществление всех прав и свобод гражданина и человека и др.

Дальнейшее развитие и конкретизацию эти принципы получили в других официальных документах и материалах Организации Объединенных Наций, всемирных, региональных и национальных конференций по правам человека. Так, в резолюции 46/116 Генеральной Ассамблеи ООН о созыве Всемирной конференции по правам человека делается акцент на двух принципах - неделимости и взаимосвязанности прав человека3. Эти принципы образуют целостную систему гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

В итоговой декларации региональной конференции стран Азии (здесь и далее речь будет идти о региональных конференциях, проводимых в рамках подготовки ко Всемирной конференции по правам человека в Вене 1993 г.) особое внимание уделяется принципу неделимости прав человека. В итоговой декларации региональной конференции стран Африки, наоборот, принцип универсальности прав человека отвергается, однако признается принцип их неделимости. В итоговой же декларации региональной конференции стран Латинской Америки и Карибского бассейна принцип универсальности прав человека вообще не упоминается, а принципы взаимозависимости и неделимости трактуются как основы, из которых нужно исходить при изучении прав человека.

В документах Межрегиональной встречи в Страсбурге (28 января 1993 г.) речь идет о принципах универсальности, неделимости и солидарности прав человека. При этом данные принципы называются фундаментальными. Особенно четко в качестве таковых они были определены в докладе тогдашнего Генерального секретаря Совета Европы Катрин Лялюмьер. «Я настаиваю, - сказала Лялюмьер, - на трех фундаментальных принципах, а именно: универсальности, неделимости, солидарности…».

На этой же Межрегиональной встрече в Страсбурге Президент Ирландии Мэри Робинсон (основной докладчик) в своем заключительном слове подтвердила основные принципы универсальности и неделимости прав человека, которые должны были выступить в качестве основной цели будущей Всемирной конференции по правам человека в Вене. Ибо ниспровержение принципа универсальности прав человека, подчеркнула Робинсон, подрывает самые основы обязательства, принятого мировым сообществом, настаивать на нормативном минимуме.

14-25 июня 1993 г. в Вене состоялась Всемирная конференция по правам человека, на пленарном заседании которой выступил с докладом тогдашний Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали. Он отметил, что права человека - это квинтэссенция ценностей, посредством которых мы все вместе подтверждаем, что мы - одно человеческое сообщество. Права человека только тогда могут существовать, когда мы делаем сознательное усилие, пытаясь установить нашу общую сущность независимо от нашей явной разделенности, наших временных различий, наших идеологических и культурных барьеров.

Мы должны подняться до такого понимания прав человека, которое сделало бы эти права универсальными.

В своем выступлении госпожа Лялюмьер вновь (через полгода после Страсбургской конференции) обращается к проблеме принципов прав человека. На этот раз она говорит лишь о двух принципах прав человека - универсальности и неделимости. Универсальные права человека одновременно являются и неделимыми. Важно, чтобы эти права - гражданские, политические, экономические, социальные, культурные - были гарантированы каждому человеку. Только тогда он может жить в достатке и достоинстве. Такими возможностями должны обладать все человеческие существа без каких быто ни было различий.

На пленарном заседании Конференции глубоким по содержанию и ярким по форме было также выступление представителя Исламской Республики Иран Махаммеда-Явада Зарифа. От имени своей страны он поддержал принцип универсальности прав человека. «Согласно Божественной логике, - сказал Зариф, - права даются не соглашением или договором, а дарованы человеческому созданию их Творцом. Они универсальны, не зависят от условий, им чужды границы, будь они временные или географические, не зависят от пола или других каких-то внешних качеств и барьеров».

В заключительных документах Венской всемирной конференции (Венская декларация и Программа действий) нашли свое закрепление по существу международные стандарты и основные принципы прав человека. Среди последних называются: принцип универсальности, неделимости, взаимосвязанности и взаимозависимости.

Второй подход к выделению принципов прав человека мы находим в исследованиях ведущих российских специалистов в данной области. В коллективном труде «Права человека» утверждается, что в основе международных соглашений и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как: принцип уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела; принцип самоопределения народов и наций; принцип равноправия всех людей и запрещения дискриминации; принцип равенства прав мужчин и женщин; принцип соблюдения фундаментальных прав и свобод в любой ситуации, включая вооруженные конфликты; принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.

Как видно, российские исследователи во многом солидаризируются с мировым сообществом, признавая основные принципы прав человека, закрепленные в международных документах. В то же время они, на наш взгляд, не совсем обоснованно расширяют каталог принципов прав человека за счет включения в него принципов и императивов международных политических отношений. Судите сами. Согласно логике профессора В. А. Карташкина, к принципам прав человека относятся принцип уважения суверенитета государств и недопустимости вмешательства в их внутренние дела, принцип самоопределения народов и наций (в Международных пактах это не принцип, а право народов), а также принцип, в соответствии с которым определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. Принципы, права и императивы - это понятия, которые хотя и близкие по своему содержанию, но все-таки не тождественные.

Третий подход к пониманию сущности и классификации принципов прав человека предложил белорусский исследователь Л. Ф. Евме-нов. Он полагает, что «принципы прав человека должны выражаться не одиночными, а парными и более категориями. … Почему? Потому что эти принципы отражают в реальной жизни узлы противоречий, которые выступают как нечто раздвоенное, расстроенное (и более), как нечто различное и единое одновременно, как нечто движущееся от одних уровней и значений к другим».

При этом, подчеркивает автор, необходимо учитывать, что данные принципы распадаются как принципы, если ликвидируется их внутренняя противоречивость и парная или более категориальность. Ибо в таком случае распадается движение объективной социальной реальности, проще, сама общественная жизнь со всеми своими принципами и императивами, само явление права человека.

В качестве «парных принципов» прав человека Л. Ф. Евменов выделяет: принцип универсальности и различия; неделимости и делимости (автономности); равенства и неравенства; неотчуждаемости и отчуждаемости прав человека. Именно эти принципы, полагает исследователь, и являются фундаментальными принципами, способными положить конец релятивизму в сфере прав человека.

Учитывая данный подход к построению системы принципов прав человека, можно построить свои рассуждения по той же схеме, по схеме «парных понятий». И тогда нам нужно обосновать тезис «неоспоримо - оспоримо».

Неоспоримым в концепции Л. Ф. Евменова является диалектический подход к анализу принципов прав человека. Никто не станет подвергать сомнению общепринятые императивы научного исследования, то, что принципы прав человека должны рассматриваться в единстве двух противоречивых сторон их сущности, в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Это азбука диалектики.

В данном подходе, как нам представляется, оспоримо возведение «диалектической связки двух противоположных сторон прав человека», или, выражаясь философским языком, антиномий, в категорию принципов. Во-первых, потому что они противоречивы. Все та же диалектика учит, что высказывание, в котором одновременно содержатся утверждение и отрицание (А и не-А), является ложным. Ведь еще Аристотель доказал, что самопротиворечивая мысль не может быть истинной. Начиная с античности, запрет противоречия в рассуждениях является одним из важнейших принципов логического мышления.

Во-вторых, эти «парные принципы» логически не завершены. Они являются всего лишь вспомогательным приемом и промежуточной ступенью на пути движения к знанию-результату. А принцип – это все же знание-результат, которое исключает антиномии. Такие формально-логические противоречия в развитии научного познания выступают как его источник и движущая сила. Антиномии свидетельствуют о том, что принятая на данном этапе система понятий той или иной науки уже не может адекватно и полно описать некоторые явления объективной действительности.

К тому же, сами по себе антиномии, возникающие в познании, нельзя отождествлять с диалектическими противоречиями. Без соблюдения правил логики диалектика превращается в софистику, а логическое мышление без соблюдения диалектики – в метафизику. Диалектика занимается выявлением и разрешением противоречий, что связано с глубокими качественными преобразованиями в структуре научного знания, выходом к принципиально новому, более глубокому пониманию явлений.

В-третьих, «парные принципы» прав человека приведут уже не к частичному (с чем мы имеем дело сегодня), а к тотальному релятивизму, ибо они ликвидируют грани между противоположностями. Права человека, особенно практику их реализации, многие начнут оценивать исходя из места, времени и целесообразности. К примеру, мировое сообщество будет обвинять тот или иной диктаторский режим в массовых и грубых нарушениях прав человека, а диктатор будет утверждать, что западные страны не учитывают «национальных и культурных особенностей других народов». И все это будет укладываться в концепцию «парных принципов» прав человека, в частности в принцип универсальности и различия.

Таким образом, антиномии-проблемы, как и «парные принципы», – это всего лишь критические «пункты» процесса познания. Они – «моменты» в этом процессе, которые выводят знание на новый этап его развития, ведущий к получению определенного результата. В нашем случае таким результатом должны быть принципы прав человека.


В последние десятилетия в развитии мирового сообщества и отдельных государств возникли новые явления, тенденции и проблемы. Распался Советский Союз и система социализма, в результате современный мир стал однополярным. Соединенные Штаты Америки, Европейский Союз, НАТО стали, по существу, единственным мощным управленческим центром всей цивилизации. В этих условиях, с одной стороны, существует опасность принудительного распространения на периферийные районы мира образцов западной, прежде всего американской, цивилизации; с другой - радикальные силы исламского мира начинают все более активно и не всегда адекватно, иногда даже дикими, варварскими способами, реагировать на информационный, экономический, политико-правовой, идеологический и культурный «империализм» западных стран.

Все это требует внесения определенных коррективов не только в концепцию прав человека, но и в их принципы. Это позволяет, на наш взгляд, говорить еще об одном, четвертом, подходе к исследованию системы принципов и императивов прав человека. Приоритетными принципами в этой системе ныне являются: принцип всеобщности, или универсальности, прав человека; принцип учета разнообразия форм их проявления; принцип активного правозащитного действия, обязывающего каждого человека добиваться соблюдения как своих прав, так и прав других людей; принцип ответственности за любые нарушения прав и свобод человека.

Стержневым в этой системе принципом прав человека по-прежнему остается принцип универсальности, утверждающий их принадлежность всему человеческому роду. В основе понимания прав человека как универсального целостного феномена лежит, как известно, философское учение о единстве человечества, единых истоках и общих   законах   его   развития   (Ф. Вольтер,   И. Г. Гердер,   Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Луи Монтескье, И. Кант, К. Ясперс, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, П. Сорокин и др.). Человек - это всегда «всечеловек» (Бердяев), он суть и отражение всего человеческого рода, имеющего единую природу и законы своего развития.

Вот почему принцип единства всех людей, а следовательно, их прав и свобод, направленный на постижение сущности их «бытия в едином и единого в бытии индивидуального» (Кант), нужно рассматривать как закон развития любого общества и человечества в целом. Это означает, что правами обладают все люди на планете - на западе и востоке, севере и юге, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

В середине ХХ в. мировое сообщество пришло к осознанию необходимости придать правам и свободам человека как универсальному явлению форму международных стандартов, обязательных к исполнению на всех континентах земного шара. Начало этому процессу было положено созданием в 1945 г. Организации Объединенных Наций. В преамбуле Устава государства - участники ООН заявили о своей решимости избавить грядущие поколения от бедствий войн, утвердить веру в основные права человека, в его достоинство и ценность. Ужасы второй мировой войны привели международное сообщество к глубокому убеждению в том, что эффективная защита прав и свобод человека является одним из важнейших условий справедливости, равенства, всеобщего мира и прогресса.

В настоящее время международными стандартами считаются все документы в области прав и свобод человека, разработанные и принятые в системе ООН. Это означает, во-первых, общепризнанность норм международного права в области прав человека. В международных документах закреплены основные права и свободы человека, без которых ему практически невозможно существовать. Вот почему ни одно государство не отрицает важности и необходимости современного каталога прав и свобод человека.

Во-вторых, международные стандарты по правам и свободам человека являются общеобязательными. Все государства независимо от того, участвуют они или нет в соответствующем международном договоре, должны обеспечивать всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, возможность осуществления основных прав и свобод человека. Несоблюдение и нарушение тем или иным государством общепризнанных норм международного права является основанием для рассмотрения в структурах ООН вопроса о состоянии прав и свобод человека и принятия по нему определенных решений.

Права и свободы человека как универсальный феномен представляют собой сложное социальное образование. В их содержании можно выделить три основных элемента, отражающих процесс их функционирования в гражданском, политическом, социально-экономическом и духовном пространстве. Первый - это идеи, принципы, нормы и ценности, составляющие теоретико-методологические основы изучения прав и свобод человека. В качестве ведущего в этой группе элементов выступает принцип, утверждающий человека в качестве наивысшей ценности в каждом обществе.

Второй важнейший элемент содержания прав человека как универсальной ценности составляют политико-правовые нормы, закрепленные в Международном билле, других общепризнанных международных документах, в национальных законодательствах. Среди этих документов особо выделяются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Третий структурно-содержательный компонент прав и свобод составляет разветвленная и многоуровневая система поощрения и защиты прав человека. Сюда входят международная защита прав и свобод человека, региональные системы защиты прав человека, национальные государственные учреждения и институты защиты прав человека и неправительственные правозащитные организации. В международно-правовых документах, закрепляющих основные права, главная роль в защите прав человека отводится национальным учреждениям и, в первую очередь, государствам.

Между тем принцип универсальности, несмотря на его всеобщее признание, до сих пор продолжают оспаривать отдельные политики, идеологи и ученые. И речь идет не только о представителях исламского мира, которые в данном вопросе проявляют особую активность. К ним примыкают также некоторые идеологи христианства и буддизма, а если точнее - апологеты антидемократических политических режимов. Так, российский исследователь Л. Н. Шестаков считает, что для признания прав человека в качестве общечеловеческих ценностей сегодня нет достаточных оснований. «Общечеловеческими они станут тогда, - подчеркивает Шестаков, - когда в перечень основных прав и свобод будут включены те, которые, несмотря на то, что незнакомы европейскому обществу, признаются правами и свободами человека в неевропейских цивилизациях». Причем, какие права «неевропейских цивилизаций» нужно включить в перечень основных прав и свобод человека, автор не называет.

Аналогичную мысль высказывает и белорусский исследователь А. Тиковенко. По его мнению, Всеобщая декларация прав человека представляет собой документ, где выражено мировоззрение англосаксонской цивилизации и права. «Но ведь у каждой цивилизации, -полагает Тиковенко, - свои специфические взгляды на эти проблемы, свои особенности. Нам почти не известна восточная система, в которой права человека тесно связаны с его обязанностями … Культ порядочности у некоторых народов закреплен законодательно, как это сделано, например, в Японии или Китае»13. Но ведь нравственность, призывы к «порядочности» всех граждан и государств пронизывают и все международные документы по правам человека. Национальные законодательства, если в этом есть необходимость, могут их развить и конкретизировать.

Представитель арабского мира Абу-Сахлиех также считает, что Декларация прав человека является исключительно творением Запада. Поэтому нужно еще выяснить, в какой мере могут быть применены ее положения в неевропейских странах и на иных континентах.

Однако эти рассуждения оппонентов универсальности прав человека приводят к постановке таких вопросов: какие именно специфические права неевропейских цивилизаций необходимо включить в перечень универсальных прав и свобод человека? Как отличить специфику проявления прав и свобод человека от элементарных нарушений последних? К примеру, в тегеранской тюрьме Эвин 23 мая 2001 г. казнили 34-летнюю актрису, преступление которой состояло в том, что она снялась в нескольких порнофильмах. Последние восемь лет своей жизни осужденная провела в заключении. Подозреваемую обвинили в супружеской неверности и аморальном поведении - преступлениях, которые, согласно исламским законам, караются смертной казнью. Что это - дикость или «национальная специфика» проявления прав и свобод человека в исламских странах.

Чаще всего идейные противники принципа универсальности прав человека нападают на Всеобщую декларацию прав человека. Вокруг этого исторического документа, выполняющего роль международного стандарта по правам человека для всех государств, циркулирует множество мифов, домыслов и даже спекуляций. Представляетсяуместным рассмотреть здесь наиболее характерные мифы, искажающие объективную точку зрения относительно ценности этого документа для всех народов, и факты, их опровергающие.

Миф первый: Всеобщая декларация прав человека является исключительно творением стран Запада. А вот исторические факты. В состав специального комитета ООН, разрабатывавшего текст этого документа, входили представители восьми стран: Китая, Ливана, Чили, Великобритании, Франции, Австралии, Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Были получены предложения от многих других стран. Председателем комитета была Элеонора Рузвельт, американская общественная деятельница, активно работающая в гуманитарной области, и супруга президента Франклина Д. Рузвельта. Вице-председателем комитета был китайский дипломат Чан Пен Чун, а докладчиком - ливанский философ доктор Чарльз Малик. В конце 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию 48 голосами «за» при 8 воздержавшихся - в основном это были представители стран социалистического блока. Против этого документа не голосовал никто.

Миф второй: Декларация стала дискриминационной попыткой колониальных держав навязать свою волю более слабым, малым государствам. Исторические факты: страны так называемого «третьего мира», такие, как Панама, Чили и Куба, стали самыми первыми и самыми решительными сторонниками идеи, чтобы ООН пришла к соглашению об определенном наборе универсальных прав человека. Декларация явилась одним из первых международных соглашений, признавших равноправие всех людей, населяющих планету Земля, и достоинство каждого отдельного человека вне зависимости от страны, в которой он живет, и от ее международного статуса и силы. Этот принцип ясно сформулирован в ст. 2 Декларации: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия как в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Миф третий: в Декларации делается упор только на права отдельных людей и игнорируются интересы общественных групп. Реальное положение: в п. 3 ст. 16 говорится, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства; в ст. 29 подчеркивается, что каждый человек имеет обязанности перед обществом. Кроме того, там сказано, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Миф четвертый: Декларация обходит вниманием экономические и социальные права. И этот миф легко опровергается самой же Декларацией. В ст. 23 говорится: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы»17. В ст. 25 сказано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию.

Многие из вопросов о правах человека, которые обсуждаются в настоящее время, были предметом дебатов между составителями текста Всеобщей декларации. Авторы текста создали всеобъемлющий документ, в котором отражены позиции многих стран и который сохраняет свою актуальность и связь с реальностью и сейчас. Тщательное изучение Всеобщей декларации прав человека позволяет людям, принадлежащим к любой культуре, понять, почему этот документ является одним из самых значительных, актуальных и непреходящих документов современности.

В этой связи, как нам представляется, вполне убедительным аргументом в пользу принципа универсальности прав человека являются рассуждения бывшего президента Тайваня Ли Тен-хун. Он полагает, что когда представители отдельных стран, скажем Сингапура, Малайзии, континентального Китая или других стран, говорят об особых «азиатских ценностях» в области прав и свобод человека, чаще всего они проявляют лицемерие и бросают вызов демократии. Это делается, как правило, с целью «романтизации» своих не совсем демократических политических режимов. Однако эти аргументы являются слабым алиби для антидемократической политики. Когда речь идет о международных документах по правам человека, говорит Ли, здесь не уместны рассуждения об особых «азиатских» или «африканских» ценностях. В этих документах закреплены универсальные права и свободы человека, их нужно уважать и соблюдать всем и на всех континентах.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >