Pravmisl.ru







Лизинговые отношения

К вопросу о кризисе правового регулирования лизинговых отношений

Автор: Шкаликов Р.

Лизинг (финансовая аренда) как правовой институт в Российской Федерации существует немногим больше шести лет. Несмотря на такой сравнительно небольшой срок, лизинговые отношения привлекли к себе внимание значительного числа исследователей. И это далеко не случайно, так как лизинг представляет собой специфический механизм привлечения инвестиций в отечественное производство, что обуславливает его выгодность не только сторонам этих отношений (хотя это само по себе тоже немаловажно), но и государству.

Под лизингом на данный момент понимается разновидность инвестиционной деятельности по приобретению и передаче его на основе договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Налицо наличие как минимум двух договоров, замыкающихся на лизингодателе и составляющих единое целое: договор куплипродажи и договор о передаче в пользование и владение предмета лизинга.

В настоящие время, к нашему глубокому сожалению, лизинговые отношения не получили должного развития в Российской Федерации. Причин тому несколько, и среди них не только кризисное положение экономики страны, но и, что важно, противоречивое, несистематизированное правовое регулирование. В ряде работ сложившеюся ситуацию называют кризисом законодательства о лизинге (хотя, по сути, ее можно назвать кризисом правового регулирования), возникновение которого связывают с принятием Федерального Закона «О лизинге».
В данной работе делается попытка определить причины сложившегося кризисного положения и по возможности предложить пути его улучшения.

Первоначально хотелось бы выделить 3 момента, которые часто упоминаются в литературе и от которых мы будем в дальнейшем отталкиваться:

1.    ГК РФ (пф 6 гл.34) не предусматривает принятия специального закона, регулирующего договор финансовой аренды (лизинга). Данный факт позволяет ставить вопрос о правовой природе ФЗ «О лизинге»: как его соотносить с ГК РФ и имеет ли он вообще право на существование?

Объявление:

2.    ФЗ «О лизинге» противоречит ГК РФ. Однако хотелось бы сразу оговориться, что данное противоречие, на наш взгляд, носит неформальноюридический, а концептуальный характер. Так, если ГК подходит к финансовой аренде как к подвиду договора аренды, то в Федеральном законе наблюдается тенденция к обособлению лизинга в отдельный правовой институт, противопоставленный как аренде, так и куплепродаже.

3.    ФЗ «О лизинге» содержит большое количество неясностей, неточностей,  грубейших ошибок юридической техники.

На основе вышеуказанного зачастую дается явно негативная оценка ФЗ «О лизинге». В нем видят причину кризиса правового регулирования лизинговых отношений, и, соответственно, нередко отрицается вообще необходимость его существования, по крайней мере в том виде, в какой он существует сейчас. Однако хотелось бы не согласиться с данной точкой зрения, на наш взгляд, она несколько поверхностна. Да, Федеральный закон далеко не идеален, но вместе с тем он во многом устраняет пробелы ГК РФ, содержит принципиальные, в частности публичноправовые, моменты, не нашедшие отражения в Кодексе. Что же касается причины вышеуказанного кризиса правового регулирования, то, думается, она изначально лежит в Гражданском Кодексе РФ, при принятии которого практически не были учтены ни сама суть, специфика лизинговых отношений,  ни перспективы их развития.

Существенным в понимании природы лизинга, особенностей его правового регулирования является то, что он одновременно представляет собой и отдельный специфический вид гражданскоправового договора, и самостоятельный вид инвестиционных отношений. К сожалению, этот момент не учтен в ГК РФ, хотя, на наш взгляд, является принципиальным. Думается, только исходя из данной особенности лизинга можно обеспечить наиболее полное и систематичное его регулирование.

Как же соотнести договорное и инвестиционное начало в лизинге? Общеизвестно, что значительная часть отношений, входящих в предмет Гражданского права, возникает из гражданскоправовых договоров, и, соответственно, регулируется нормами договорного права. В то же время ряд этих же отношений привлекают к себе особый публичноправовой интерес государства, что обуславливает их дополнительное правовое регулирование. Таковыми, в частности, являются отношения, связанные с инвестированием. Если обратиться к ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. (ч1 ст8), а также к ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999г. (ч2 ст4), то логично утверждать, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности так же определяются в соответствии с ГК договорами, однако их регулирование отягощается нормами правового института инвестирования. Таким образом, нормы ГК и законодательства об инвестициях соотносятся как общие и специальные.
Возвращаясь к ФЗ «О лизинге» следует заметить, что он рассматривает лизинг в первую очередь как вид инвестиционной деятельности. Так, в преамбуле этого закона сказано: «Целями настоящего ФЗ является развитие форм инвестиций в средства производства на основе операций лизинга, зашита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.». Следовательно, ФЗ «О лизинге» является актом законодательства об инвестиционной деятельности, поэтому имеет право на существование (несмотря на молчание ГК) и подлежит соотнесению с Гражданским кодексом РФ как специальный закон.

При выявлении причин обсуждаемой нами проблемы необходимо также обратить внимание на концептуальные особенности правового регулирования договора лизинга в Гражданском кодексе РФ. Как известно, договор финансовой аренды в кодексе (что видно непосредственно из названия) рассматривается в качестве разновидности договора аренды, и, соответственно, на отношения, не урегулированные пф б гл.34 ГК РФ, распространяются общие положения об аренде. Данный подход, на наш взгляд, узок и ошибочен и, следовательно, изначально не позволяет обеспечить полное и эффективное регулирование лизинговых отношений.

Ничем не ограниченное применение положений о договоре аренды к лизингу, да еще в контексте явной недостаточности в ГК РФ норм, регулирующих непосредственно договор финансовой аренды, может повлечь искажение сути данных отношений. Эта проблема уже неоднократно затрагивалась в литературе, в частности, в отношении невозможности применения к лизинговому договору норм ч.2 ст.610 ГК РФ.

Следует заметить также, что рассмотрение договора финансовой аренды как разновидности аренды, на наш взгляд, не оправдано, так как лизинг имеет существенные особенности, отличающие его от арендных отношений в целом. Среди данных особенностей можно выделить, в частности, сведущие:

-    лизингодатель при заключении договора не является собственником предмета лизинга, в то время как, согласно ст. 608 ГК, арендодателем может быть только собственник имущества (либо лицо уполномоченное им или законом);

-    к основным обязанностям лизингодателя относится не только предоставление имущества, но и его приобретение;

-    лизинговый договор влечет возникновение прав и обязанностей (немедленно или в будущем) не только у лизингодателя и лизингополучателя, но и поставщика имущества, т.е. фактически договор куплипродажи включается в рамки обязательства по лизингу;

-    договор финансовой аренды является, по сути, инвестиционным договором со всеми вытекающим отсюда последствиями, в частности, обязанностью лизингодателя получить лицензию на осуществление деятельности по заключению лизинговых договоров (существенно, что лизинговый договор всегда закрепляет инвестиционные отношения и соответственно всегда содержит дополнительное публичноправовое регулирование);

Таким образом, думается, что необходимо как минимум внести поправку в ГК РФ, предусмотрев применение общих положений об аренде к лизинговым отношениям (в случае отсутствия соответствующих специальных норм) лишь в той степени, в какой это не противоречит самой сути данных отношений. Также необходимо, на наш взгляд, выделить лизинговый договор в самостоятельный правовой институт (отдельную главу ГК РФ) противопоставленный как договору аренды, так и договору куплипродажи, предусмотрев при этом все необходимые аспекты, входящие в предмет гражданскоправового регулирования и не урегулированные на данный момент Гражданским кодексом.

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что для преодоления кризиса правового регулирования следует усовершенствовать не только ФЗ «О лизинге» (хотя такая необходимость очевидна), но и в первую очередь Гражданский кодекс РФ как системообразующий акт, учитывая при этом двойственную природу лизинга.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >