Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Охрана чести и достоинства человека

Международно-правовые стандарты и конституционные основания юридической охраны чести и достоинства человека

Автор: А. С. Тараненко

При достаточно высоком уровне теоретической разработки в российской юридической науке идеи о достоинстве и чести человека, законодательном регулировании ее, с одной стороны, нормами Конституции РФ, а с другой- нормами отраслевых законов, существует задача выработки универсальной модели единого межотраслевого института, обеспечивающего правовую охрану и регулирование общественных отношений по поводу достоинства и чести человека.

Основываясь на нормах Конституции и международного права, соответствующий институт уголовного законодательства взял на себя охрану этих социальных ценностей. Этот правовой механизм не лишен недостатков, однако имеются широкие возможности для его совершенствования. Одной из задач при этом является уточнение юридического смысла используемых понятий.

Право человека на охрану чести и достоинства занимает исключительное место в современной иерархии правовых ценностей. Россией подписаны многие международно- правовые акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., провозглашающая равенство людей в своем достоинстве (ст. 1), запрещающая унижающее человеческое достоинство обращение и наказание (Ст. 5). Утверждают незыблемость права личности на достоинство и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 13), Декларация социального прогресса и развития 1969 г. (ст. 1) и многие другие фундаментальные международно-правовые документы.

Их важнейшие ключевые положения постепенно сформировали единую систему международно-правовых норм, именуемую сегодня международными стандартами в области прав и свобод человека, к числу которых, в первую очередь, относят право на достоинство личности.

Некоторых из этих документов называют наиболее распространенные формы действий, влекущих умаление человеческого достоинства: бесчеловечное обращение; унижающее достоинство обращение; унижающее человеческое достоинство наказание;дискриминация по признаку пола.

Объявление:

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъясняет, что при разрешении ходатайства об освобождении из-под стражи суду необходимо принимать во внимание положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой никто не должен подвергаться бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. При этом высшей судебной инстанцией разъясняется (п. 15), что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

В тексте этого же Постановления Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности, а унижающее достоинство наказание – как условия содержания обвиняемых под стражей, несовместимые с уважением к человеческому достоинству и причинением лишений и страданий в более высокой степени, чем это неизбежно при лишении свободы.

Однако международно-правовые стандарты содержат и иные положения, еще недостаточно воплощенные в российском законодательстве и судебной практике. Так, дискриминация в отношении женщин по признаку пола называется преступлением против человеческого достоинства в тексте Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1967 г. Декларация прав ребенка 1958 г. провозглашает право ребенка на достоинство.

Можно заключить, что фундаментальные международно- правовые документы, определяя достоинство человеческой личности как одно из основных прав человека, сформировали международно-правовой стандарт, обладающий следующими характеристиками:

устанавливает общий запрет на унижающее человеческое достоинство обращение и наказание;
устанавливает равенство людей в своем достоинстве;
особо подчеркивает право на человеческое достоинство женщин, определяет дискриминацию по признаку пола как преступление против человеческого достоинства;
признает независимость права на достоинство от уровня социализации личности, устанавливая право ребенка на достоинство;
называет основные формы запрещенных действий, влекущих умаление человеческого достоинства;

Нельзя не отметить, что уровень реальной защищенности права на достоинство, честь и репутацию в России отстает от сложившихся в европейском праве стандартов в области прав человека. В целом, с момента вступления России в Совет Европы в 1996 г. и по настоящее время, органами законодательной и исполни тельной власти проводились активные кодификационные работы. Однако и до настоящего времени дистанция между общепризнанными правовыми идеалами сверхценности достоинства человеческой личности, закрепленными в нормах международного права и сохраняющимися российскими реалиями, достаточно внушительна. Многими авторами отмечается, что при всех позитивных изменениях, произошедших в результате имплементации (включений) норм европейского права в российское законодательство, остался невыполненным ряд рекомендаций Совета Европы вступающей в эту организацию России. Нарушаются положения ст. 3 Европейской конвенции о защите прав чело века и основных свобод, предусматривающие запрет пыток и бесче ловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Эти явления продолжают носить массовый характер.

Воспроизводя положения ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституция (ч. 2 ст. 21) запрещает подвергать кого-либо пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Вместе с тем, Основной закон дает основа ние для более четкого смыслового разграничения понятий чести и достоинства. Прежде всего, он в полном соответствии с международно-правовыми установлениями утверждает достоинство и честь как совершенно самостоятельные правовые категории.

Конституция Российской Федерации 1993 г., сразу вслед за провозглашением права каждого на жизнь (ч. 1 ст. 20), относит достоинство личности к числу основных конституционных прав человека и гражданина, присущих ему от рождения, и устанавливает абсолютную недопустимость любых оснований для его умаления (ст. 21).

Право на честь получило иное конституционное закрепление: лишь в ч. 1 ст. 23, в одном ряду с правом на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, упоминается о праве каждого на защиту своей чести и мало разработанного в теории и судебной практике права на доброе имя. Права эти относятся большинством авторов к личным правам.

Как и в текстах основных международных документов, регламентирующих международные стандарты и правовые гарантии в области прав человека, в Конституции России права на честь и репутацию не причислены к числу основных прав человека и гражданина, т. е. являются правами производными.

Обращает на себя внимание то, что норма, закрепленная ст. 21 Конституции, говорит не об унижении, а об умалении достоинства личности. Тем самым автором Основного закона проводится четкая грань между унижением как дискредитацией конкретного человека (его чести) в общественном мнении окружающих и умалением как воздействием, противоречащем достоинству человеческой личности как таковой без реальной возможности разрушить или ограничить это личное благо.

Таким образом, как и в текстах основных международно-правовых документов, понятие «достоинство», отнесенное к числу основных (конституционных) личных прав, употребляется в тексте Основного закона в значении, относящемся к широкой сфере основных прав человека и не имеет ничего общего со значением внутренней самооценки личности, используемой уголовным правом для толкования термина «достоинство» в конструкциях составов клеветы и оскорбления (ст. 129 и 130 УК РФ). Наиболее близким по смыслу к этому значению является широко употребляемое понятие «человеческое достоинство».

Конституционное право гражданина на человеческое достоинство является широкой комплексной правовой категорией. Она включает не только право на справедливую внешнюю оценку личности и внутреннюю самооценку, но и право ни при каких обстоятельствах не подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2 ст. 21).

В этом своем крайне широком значении оно явно смешивается с понятиями чести, равенства, уважительного отношения, гуманизма и т. д. По юридическому смыслу оно больше соответствует существующему в русском языке понятию «человеческое достоинство». Именно в таком значении термин «достоинство» использован в иных нормах уголовного закона для обозначения соответствующего признака объективной стороны преступления и дополнительного объекта уголовно-правовой охраны в составах доведения до самоубийства (ст. 110) и возбуждения ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства(ст. 282).

Представляется, что человеческое достоинство это прежде всего динамично развивающиеся общественные отношения, субъектами которых выступают общество в целом и конкретный человек. Они возникают там, где общественное сознание впитывает гуманную идею сверхценности любого человека по единственному признаку – принадлежности его к роду человеческому. Эти общественные отношения не связаны с какой-либо оценкой характеристики и поступков личности конкретного человека, отличаясь этим от отношений по поводу чести и репутации. Содержание этих отношений заключается в признании обществом и государством необходимости хотя бы минимального обеспечения материальных и духовных потребностей человека для сохранения его личности от стремительного распада. Размер и качество такого обеспечения вырабатываются моральными нормами конкретного общества и постепенно приобретают характер стандартов. Опыт показывает, что лишенный удовлетворения своих минимальных потребностей человек способен растерять положительные свойства своей личности, деградировать. Голод, жестокое обращение, унижение, санитарная запущенность уродуют личность, порождая самые радикальные асоциальные установки. Но отрицательные последствия испытывает не только личность, подвергшаяся такому бесчеловечному обращению. Допускающее его общество и государство расплачиваются утратой опоры на социальную поддержку населения, отсутствием ответственности в поведении своих граждан.

Войдя в разнообразные правовые нормы, понятие «человеческое достоинство» нуждается в уточнении его юридического смысла. Являясь широкой нравственно-правовой категорией, оно не имеет исчерпывающего определения, однако имеет юридический аспект, значение которого по мере становления правового государства непрерывно возрастает. И этот юридический аспект, принявший форму международно-правового стандарта, вследствие его присутствия в нормах прямого действия, должен найти если не нормативное закрепление, то хотя бы теоретическое определение.

Предлагается следующая его формулировка: человеческое достоинство – урегулированные правом общественные отношения, складывающиеся по поводу признания обществом и государством идеала сверхценности человека независимо от характеристики его личности. Право на человеческое достоинство предполагает абсолютное признание необходимости сохранения, независимо от любых обстоятельств, минимума жизненных стандартов, обеспечивающих его духовное и биологическое существование (правовых, поведенческих, санитарных, медицинских, пищевых, культурных и т. д.)

Представляется, что в таком значении определение юридического аспекта понятия «человеческое достоинство» соответствует идеям международно-правового стандарта и нормам Конституции, защищающим саму сущность человеческой личности путем наделения ее неотъемлемыми правами на уважение ее человеческой сущности.

Миниальные жизненные стандарты складываются на основе существующих моральных норм и культурных традиций, имеющихся экономических условий, при значительном влиянии норм международного права. Их нориативная фиксация осуществляется нормативными актами разного уровня.

Наглядное представление о практической реализации минимальных жизненных стандартов можно получить обратив внимание на правовой статус осужденных к лишению свободы: Уголовно-исполнительный закон, ведомственные и локальные нормативные акты, учитывая требования основных международных документов и Конституции, подробно фиксируют права этой наиболее одиозной в глазах общества социальной группы на минимальные нормативы питания, одежды, медицинского санитарного обеспечения.

Важнейшая задача современного права – максимально объективизировать минимальные стандарты, соответствующие человеческому достоинству, в нормах отраслевого законодательства, предоставив бланкетную опору соответствующим нормам уголовного закона.

Менее масштабной, однако все-таки важной задачей является устранение отрыва смысловых значений термина «достоинство» в тексте Конституции и международно-правовых документов, с одной стороны, и в уголовном праве России – с другой.

В целях терминологической унификации предлагается в текстах ст. 129 и 130 Уголовного кодекса (а также в ст. 152 Гражданского кодекса) термин «достоинство» заменить понятием «самооценка» либо вовсе его исключить. Последнее предложение основывается на отсутствии каких-либо ясных критериев определения вреда, причиняемого самооценке человека. Согласно ст. 73 Уголовно-процессуального кодекса, одним из обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, является характер и размер вреда, причиненного преступлением. Однако всего социального опыта и научных знаний лучших специалистов явно недостаточно для сколько-нибудь объективной оценки степени морального вреда, причиненного противоправным посягательством самооценке конкретной личности.

Разночтение терминов может создавать противоречия при их использовании в законотворчестве и практике применения всего комплекса юридических норм, правовых порядков и процедур, создать препятствия при толковании права.

Решение проблемы заключается в определении используемого уголовным правом термина «достоинство» исключительно в широком значении «человеческое достоинство» и отказе от его использования в значении самооценки личности в составах клеветы и оскорбления.

Именно в таком качестве, закрепленном нормами международного права и Конституции, сверхценность и неотъемлемость человеческого достоинства играют роль ясного правового ориентира при строительстве современного российского законодательства, в том числе развитии его уголовно-правового сегмента.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >