Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Психология arrow Самоорганизация в профессиональной деятельности





Самоорганизация в профессиональной деятельности

Проблема самоорганизации в профессионально-педагогической деятельности

Автор: Климко Н.В.

Профессионально-педагогическая деятельность – это не только деятельность преподавателя. Она рассматривается и как совместная деятельность и общение со студентами, так как «связана со всеми сторонами личности студента: потребностями, интересами, склонностями, эмоциональным отношением, волевыми проявлениями в овладении специальностью, в социальном и профессиональном становлении»[2,с.10]. Таким образом, внутренняя мотивация и интерес к проблеме самоорганизации самого педагога – основа успеха реализации такой же деятельности у студентов.

Рост профессионализма преподавателей является важнейшим составным элементом самоорганизации учебного процесса. У преподавателя должна быть потребность в постоянном обновлении своего образовательного уровня, что является естественным следствием практической работы, постоянно требующей новых знаний.

Как отмечала Н.Р. Битянова, «цель обучения - развитие личности, способной к саморазвитию в процессе обучения специалиста не только в вузе, но на протяжении всей трудовой деятельности – относится и к преподавателям и достижима только при наличии высокопрофессиональных кадров»[1,с.5]. В основе самообразования и самоорганизации преподавателя лежит необходимость постоянного профессионального и педагогического развития. В структурном отношении вперед выступают мотивы деятельности, эмоционально-волевая сфера, интеллектуальные способности личности преподавателя. Принцип самообразования реализует законы и закономерности, лежащие в основе данного процесса, которые преобразуются в конкретные методы самоорганизации. Таким образом, изучение основных принципов самообразования позволит нам раскрыть сущность процесса самоорганизации деятельности преподавателя.

Согласно Н.Р. Битяновой, самообразование включает в себя принцип развития, принцип самодеятельности и принцип самоуправления.

Проанализировав вышеуказанные принципы, можно сделать следующий вывод: самообразование состоит из тех же компонентов, что и процесс самоорганизации педагогической деятельности. Однако самоорганизация является не только рычагом самообразования и формирования профессиональных качеств преподавателя, но и создает условия для проявления других качеств, внося упорядоченность, организованность и рациональность в работу преподавателя. Наиболее важны для этого:

Объявление:

-    планирование повседневной работы преподавателя;
-    организация и выполнение режима и распорядка дня;
-    учет и экономное использование рабочего времени; - рационализация педагогической деятельности, использование более совершенных способов и приемов труда.

Таким образом, самообразование и самоорганизация деятельности преподавателя - это неотъемлемое условие самообразования и самоорганизации деятельности студентов. Известно, что яркая личность педагога - лучший пример для студентов, так как «педагогическое влияние на обучаемых всегда преломляется сквозь призму личности преподавателя»[1,с.44]. Преподавание всегда включает в себя личностный аспект, преподаватель- это еще и созидатель подготовленного и квалифицированного специалиста.

Литература

1.    Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя. Международная педагогическая Академия. М. – 1994.
2.    Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя вуза. - Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2001.- 112c.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >