Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Психология arrow Социально-психологические установоки





Социально-психологические установоки

Взаимосвязь социально-психологических установок в отношении труда с эффективностью педагогической деятельности

Автор: Валеев И.Ф. 

В современной концепции модернизации российского образования проблема повышения эффективности педагогической деятельности имеет особое значение. Интерес представляет изучение нематериальных факторов, определяющих эффективность работы учителей. Этим определяется актуальность исследования взаимосвязи социально-психологических установок в трудовой деятельности с её эффективностью.

С целью выяснения специфики взаимосвязи нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 педагогов из различных школ города Казани (№№ 8, 42, 51, 100); стаж работы учителей составил 10 – 25 лет. Были использованы тестирование (методика диагностики социально – психологических установок личности в мотивационно – потребностной сфере О. Ф. Потемкиной; методика определения типа рабочей мотивации. В. И. Герчиковой) и экспертная оценка эффективности педагогической деятельности. По результатам экспертной оценки выборка учителей была поделена на две группы с высокой и низкой эффективностью профессиональной педагогической деятельности. Для обработки данных использовались методы математической статистики.

Мы выявили, что для современных учителей характерны продуктивные профессиональные установки, а именно: установка на процесс, то есть педагогам нравится сам процесс преподавания, ими движет интерес к делу, также установка на альтруизм, то есть готовность работать без денежного вознаграждения в интересах других людей. Учителям не свойственны установки на власть, деньги, эгоизм. Педагоги характеризуются наличием профессионального и инструментального типов трудовой мотивации, что означает их стремление быть компетентными в области преподаваемых дисциплин и креативными в сфере подачи материала. Учителям свойственно желание максимально разнообразить свои занятия, сделать их более увлекательными для учащихся, терпимо относится к отсутствию достойных условий работы.

Было также обнаружено, что для учителей не типичны хозяйский, патриотический и люмпенизированный типы трудовой мотивации. Это очевидно, поскольку само содержание педагогической деятельности не предполагает удовлетворения потребностей, связанных с общественным признанием, бурным карьерным ростом, стремлением минимизировать трудовые усилия в расчете на благоприятное стечение обстоятельств.

Результаты показали, что эффективность педагогической деятельности определяется установкой педагога на конечный результат (наличие знаний, умений и навыков у учащихся), компетентностью, стремлением увлечь учащихся глубиной материала, разнообразием средств и способов его изложения.

Объявление:

Анализ полученных результатов позволил нам предположить, что в настоящих условиях нематериальными факторами повышения эффективности педагогической деятельности являются: систематическое повышение уровня профессионализма учителей, знакомство их с новыми современными технологиями обучения, предоставление материально-технических возможностей для творческой самореализации их идей.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >