Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Психология arrow Взаимосвязь тревожности и самооценки





Взаимосвязь тревожности и самооценки

Взаимосвязь тревожности и самооценки личности у представителей педагогической деятельности

Автор: Новикова Ю.Ю.

В настоящее время в психологии активно изучаются различные аспекты личности человека: качества личности, мотивация, особенности поведения и адаптации и прочее в различных сферах жизни человека.

В данной работе акцент делается на исследовании взаимосвязи эмоциональной тревожности и самооценки личности у педагогов.

Развивающее обучение предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога. Педагог понимается как сознательный индивид, он занимает определенные общественные функции, а именно воспитание и обучение детей. Поскольку педагогическая деятельность современного учителя осуществляется в условиях динамичных, неожиданных, неоднозначных и полифункциональных ситуаций, педагог имеет проблемы, связанные со стрессовыми ситуациями, с которыми нужно справляться, с противоречием между необходимостью мыслить и действовать по-новому и недостаточной сформированностью определенных личностных структур. Возникает множество тревожных ситуаций и необходимость принятия ответственности на себя. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие педагога, его взаимодействия с другими людьми.

Существующие тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному совершенствованию, росту и развитию, этому может помешать повышенная или пониженная тревожность и низкая самооценка.

Исследование данной проблемы именно у педагогических работников позволяет ярко выявить предполагаемую взаимосвязь, так как им часто приходится сталкиваться со сложными ситуациями, которые нужно преодолеть, пережить, где нередко возможно появление напряжения, беспокойства, растерянности и нужно брать на себя ответственность за принятие решения.

Целью нашего исследования является теоретический анализ проблемы тревожности и эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и тревожности работников педагогической деятельности.
Методы исследования включили логико-теоретический анализ литературы, с помощью методики измерения тревожности как личностного свойства и как состояния Спилбергера-Ханина, а также методика исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования Б.А. Сосновского и В.Л. Блудова.

В результате проведенного исследования выявлена обратнопропорциональная связь между тревожностью и самооценкой (р?0,05). Чем выше у педагога тревожность, тем ниже самооценка и наоборот: чем выше самооценка, тем ниже тревожность.

Обратнопропорциональная связь между тревожностью и самооценкой позволяет подтвердить гипотезу о наличие связи тревожности и самооценки.

А также выявлены значимые связи: первой по значимости существенной связью является отрицательная связь между личностной тревожностью и самооценкой, со значением: -0,49**- корреляция значима на уровне р?0,01. Это значит, что чем выше у педагога личностная тревожность, тем ниже у него самооценка.

Второй по значимости отрицательная связьсо значением: -0,38;*- корреляция значима на уровне р?0,05. Это значит, что чем выше у педагога тревожность, тем ниже самооценка и наоборот: чем выше самооценка, тем ниже тревожность.

Исследование показало, что существует связь между тревожностью и самооценкой.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >