Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История arrow Сборник «Вехи»





Сборник «Вехи»

Сборник «Вехи» (1909 г.) о студентах и современность

Автор: Тусеева Ю.И., Шлеин В.Г., Ярославцева Н.В.

Одна из глобальных проблем – продолжительный кризис системы образования, в том числе вузовского. Характеристику некоторых аспектов кризиса находим в сборнике «Вехи» (1909г.) – книге об интеллигенции и студентах - источнике её пополнения. В основе подхода «Вех» к студенчеству - утверждение: жизнь личности «является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства» (Вехи: сб. статей о русской интеллигенции. 

М.: Правда, 1991.- С. 10) Характеристика студентов, во взаимосвязи социального, личностного, профессионального аспектов публицистична. «А как слушают (лекции. – авт.) наши студенты?...они читают на лекциях посторонние книги, газеты, переговариваются и проч., и проч… Русское посещение лекций не может быть признано за работу, и в огромном большинстве случаев студент в университете, за исключением практических занятий, вовсе не работает. Он «работает» и притом лихорадочно, у себя дома перед экзаменами, …зубря до одурения краткие, приспособленные к программе учебники» (Там же. – С.105). Сказано будто о наших днях! Недостатки в учебе объясняются «слабой культурой ума и воли, нравственным разгильдяйством» (Там же. – С.109). Суждение «Вех»: «Студенчество – квинтэссенция (самое главное –авт.) русской интеллигенции» (с. 104) значимо в теоретическом, методологическом и практическом планах, для уяснения взаимосвязи: «студенчество – интеллигенция». Ведь не каждый студент способен стать интеллигентом.

Переход от образования «на всю жизнь» к образованию «в течение всей жизни» сегодня, в условиях «апофеоза денег» и забвения некоторых моральных норм частью молодёжи (вспомним хотя бы недавний телесюжет о студенте, практиковавшим уже в наши дни скупку и продажу живых человеческих душ) делает актуальным, как и век назад, выдвинутое «Вехами» требование знаний, работоспособности, нравственной выдержки.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >