Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Философия arrow Глобализация как форма практики





Глобализация как форма практики

Глобализация как форма социально-антропологической практики

Автор: Закирова Е.Р.

Глобализация как явление несомненный факт жизни каждого принадлежащего сегодня к человеческому роду. Другой вопрос, что процесс глобализации в различных областях человеческого бытия представлен неодинаково, в различных, далеко не тождественных формах. Более того, в полной мере осмыслить глобализацию как развертывающийся в пространстве – времени современного мира процесс мешает общий для существования социальной реальности момент, а именно, то, общественные отношения, как правило, не зримы, физически не ощущаются. Иными словами, чтобы вникнуть в суть тенденций развития современности необходимо обратиться к ценностям переживаемой нами эпохи, заняться интерпретацией ее жизненного мира.

Таким образом, глобализация выражает себя, как минимум, в двух плоскостях общественных структур и институтов, и в области массового (коллективного) сознания. В первом случае, ярким проявлением глобализации необходимо считать существующие транснациональные корпорации и международные организации, а во втором, моментом, удостоверяющим наличие воспроизводящей интенции на глобальное доминирование, выступают мировоззрения – идеологии. Если сегодня такой идеологией выступает либерализм, то, в XIX в. – такой идеологий был коммунизм. В целом, корни и либерализма, и коммунизма лежать в проекте Просвещения, полагающего единство присущего человеческому роду Разума и возможность единой целерациональной деятельности, которое по доминирующей в XVIII в. тенденции связывалась с поведением буржуазии.

Итак, получается, что глобализация представляет собой реализованный (иное дело каким образом) в течение последних столетий проект Просвещения, связанный с воплощением человеческого рода в одном из многих возможных линий развития направлений. Исходя из вышеуказанного аспекта становиться понятно, что то, что мы называем сегодня глобализацией является ничем иным как вполне традиционной формой социально – антропологической практики претворения человека в сущем, отличающимся от предшествующих способов полагания ценностным выбором. Следовательно, в истории человеческого рода существует множество уже реализованных проектов глобализации, где как уже не раз казалось, что мир «в кармане» у человека (или конкретнее, политической элиты). Однако, как показывает исторический опыт все эти социокультурные формы были не более, чем опытом претворения античной, средневековой, новоевропейской рациональности, имеющий свои пределы. Следовательно, для того чтобы преодолеть крайности глобализации сегодня необходимо обернуться вновь к проблеме человеческого бытия, понять ее в более широком контексте, и в силу это начать историю заново.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >