Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Социология arrow Модернизация и традиционализация













Модернизация и традиционализация

Глобализация: между модернизацией и традиционализацией

Автор: Минкашева А. Н.

Глобальные социальные потрясения ХХ в. существенным образом поколебали идеологию цивилизации в ее узких / одномерных трактовках. На повестке дня осмысления оснований, кон-ституирование ценностей рождающейся «здесь – и – сейчас» цивилизации. Ведущими силами образования новой конфигурации антропоцентрических отношений в ХХ в. П. Рикер называет по степени значимости: науку, технику, рациональную политику и рациональную универсальную экономику. 

Вместе эти «силы» создают основу для складывания универсального стиля жизни, проявляющийся в неизбежной стандартизации жилья, манеры одеваться и т.д.F265F Прежде всего он в конституировании мировой цивилизации видит два смысла. С одной стороны, складывание всемирной цивилизации свидетельствует о подлинном прогрессе человеческого рода, о его выходе на иной уровень социального развития. Прогресс, по П. Рикеру имеет место если есть процесс накопления и процесс усовершенствования. Накопление позволяет закрепить человеческому роду процессы своего труда, сделать их источником развития человеческой истории, а усовершенствование дает умножение межличностных связей и отношений. Вместе с тем, с другой стороны, французский философ указывает на то, что многие шаги по установлению нового типа цивилизации ведут к распаду «творческого ядра великих культур», что образует коренное противоречие эпохи, ее парадоксальность, ибо первая линия требует политики модернизации, вторая линия – определяет стратегию традиционализации. Путь признания множества культур хоронит идею культурной монополии, а путь усиленной модернизации приводить мир к экологической катастрофе, коллапсу.
 
< Предыдущая   Слудующая >