Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Профессионально-творческое развитие студентов





Профессионально-творческое развитие студентов

Профессионально-творческое развитие студентов - будущих архитекторов средствами художественной деятельности

Автор: Беседина И. В.

Преобразования, происходящие в обществе, особенно инновационные процессы, в экономической и социальной жизни, влекут за собой изменения и в остальных сферах деятельности. В настоящее время не только образование, но и другие организации нуждаются в высококвалифицированных специалистах. Целью современного образования является развитие системы на основе создания условий для формирования профессионально компетентной, социально активной, творчески самостоятельной личности.

Способность к творчеству заложена в интеллектуальной базе психических свойств личности. Мы выделяем те, которые обладают отношением к художественно-творческой сфере деятельности и имеют предпосылки к успешному её выполнению. К ним относятся:

-    наиболее общие виды и процессы мышления, а именно наглядно-образное, логическое, аналитическое, абстрактно-теоретическое, интуитивное;
-    индивидуальные интеллектуально-творческие качества личности.

Наиболее подробную их классификацию дает А.Н. Лук:

*    зоркость в поисках;
*    способность к сообщению;
*    цельность восприятия;
*    готовность памяти;
*    боковое мышление;
*    гибкость мышления, гибкость интеллекта;
*    способность к сопоставлению;
*    легкость генерирования идей.

Объявление:

Через широкую сферу художественно-творческой деятельности приобретаются подлинные знания законов гармонии и красоты.

Многие художники выражают мнение, что невозможно научить студентов генерировать идеи. Этот вопрос остается открытым. Мы же считаем, что задача педагога заключается в выявлении путей творческого процесса и возможности научить выразить их на бумаге, в раскрытии способностей ассоциативных связей, поиска аналогий, необходимых для рождения идеи.

Каждый художник ищет свой путь, метод, стиль, «почерк». Именно через них он формирует образы, вырабатывает индивидуальные стили. Например, Лев Толстой описывал философию жизни через природу, а Федор Достоевский через сложную психологию личности, ее внутренний мир.

В области архитектурно-строительного образования роль изобразительных дисциплин имеет особенное значение   и должна рассматриваться иначе, чем в сфере художественного образования. Бытуют мнения о роли изобразительных дисциплин в архитектурно-строительном образовании, что студент должен освоить навыки рисования антуража для фасадов, научиться изображать перспективы зданий, перспективы теней. Тем самым рисунок и живопись приравниваются по значимости к начертательной геометрии или черчению. Существуют прямо противоположные мнения, и их большинство. По словам зав.кафедрой Рисунка МАРХИ профессора Э.М. Климова, рисунок является базовой дисциплиной в овладении изобразительным искусством. Выдающийся советский зодчий В.А.Веснин писал, что много идей остается невоплощенными из-за неспособности выразить их на бумаге. Ле Корбюзье говорил: «…Рисуя, учишься видеть зарождение вещей»[2], и этот список можно продолжить.

Мало кто рассматривает значимость изобразительных дисциплин в их глобальном значении: во-первых, изобразительные дисциплины - это познание природы и ее творческое преобразование, формирование и развитие научного характера мышления. Как базовые дисциплины, они адаптируют студента к творческому процессу в архитектурном проектировании, снимают «барьер неподготовленности» студента (в особенности первого курса) к выполнению серьезных профессиональных задач в архитектурном творчестве.

Во-вторых, изобразительное искусство и архитектура являются обладателями единого профессионального пластического языка, который в большей степени раскрывается при изучении основ композиции, живописи и архитектурной колористики.

В-третьих, изобразительное искусство имеет тесную связь с наукой и техникой.

В-четвертых, изобразительное искусство в учебном процессе - это результативное методическое средство в воспитании и формировании интеллектуальной деятельности человека. При изучении закономерностей окружающего мира происходит развитие логического и аналитического мышления. В течение творческого преобразования окружающего мира формируется абстрактно-образное мышление. Изобразительное искусство содействует развитию индивидуальных качеств мышления, таких, как гибкость, способность к обобщению, сопоставление, зоркость поиска и др. Через изобразительное искусство успешно развивается профессионально-творческое мышление. В большей степени это присуще   архитектурной профессии.
В-пятых, изобразительное искусство наполнено эстетическим и духовным началом, оказывающим позитивное влияние на эмоциональную сторону личности, способствующее формированию ее духовно-художественной и профессиональной культуры, способности к саморазвитию и самовыражению.

Таким образом, роль изобразительного искусства в учебном процессе имеет немаловажное значение. В доказательство этого приведем данные анкетирования студентов первого и второго курсов.

Мы выявили, что для студентов всех курсов одной из главных является профилирующая дисциплина - архитектурное проектирование. За ней значится ОПК (объемно-пространственная композиция). У всех остальных Рисунок сместился на третье место. Для первокурсников история искусств значится на четвертом месте. А студенты второго курса отводят ей пятое и шестое места. По общему числу голосов на пятую позицию вышла Живопись, но мнения разделились. Архитекторы Комбинаторику ставят выше, чем живопись, дизайнеры наоборот. Далее голоса распределяются следующим образом: на седьмой позиции Начертательная геометрия, затем Архитектурная графика.

Далее был предложен тест «Мотивы творческой деятельности студентов».

Чтобы подвигнуть студента на раскрытие творческих возможностей, необходимо обозначить мотивы, побуждающие к «действу».

Студенты-архитекторы первого курса в числе важнейших мотивов выделили категории «Стремление к творческим достижениям» и «Личную значимость творчества»; затем следует «Стремление к получению высокой оценки».

«Самовыражение личности» как мотив творческой деятельности студенты поставили на третье место.

Дизайнеры первого курса также считают мотив «Стремление к творческим достижениям» одним из главных. Далее следует категория «Самовыражение», затем - «Стремление к развитию творческих способностей». В отличие от архитекторов, дизайнеры отводят категории «Личная значимость творчества» более скромную позицию, а именно четвертое место.

Студенты обеих специальностей среди первых отметили два общих мотива: «Стремление к творческим достижениям» и «Самовыражение». Это говорит о том, что выбор специальности студентами и их способности удачно согласуются, поскольку данные специальности дают возможность для реализации творчества.

Интересно отметить, что у дизайнеров в числе последних была названа категория «Стремление к получению высокой оценки», тогда как архитекторы отметили её в числе первых. Возможно, это характеризует архитекторов как амбициозных. Но стремление к лидерству никто открыто не выражает.

Несмотря на то, что творчество считается выражением чувств создателя, студенты категорию «Возможность выразить эмоциональность» отметили в конце списка. Это может быть связано с непониманием формулировки этой категории, либо студенты не считают учебные задания (программу) средой, позволяющей им полностью самовыразиться. Это может происходить из-за несовпадения интересов студентов и учебной программы.

От второго курса были опрошены две группы архитекторов.

Студенты группы А-21-8 на первом и втором месте указали категории «Любознательность» и «Стремление к творческим достижениям» соответственно. Далее с одинаковым числом баллов были выбраны «Самовыражение», «Стремление к развитию творческих способностей» и «Стремление к получению высокой оценки». А тройка первых выборов второй группы несколько отличается. Здесь на первой позиции была указана «Личная значимость творчества», затем «Стремление к творческим достижениям» и «Самовыражение». Вторая группа – «Стремление к развитию творческих способностей», «Любознательность», «Стремление к получению высокой оценки» и, соответственно, последняя группа мотивов – «Стремление к лидерству» и «Возможность выразить эмоциональность».

Среди общих мотивов в числе важнейших были отмечены «Стремление к творческим достижениям» и «Самовыражение», что абсолютно совпадает с результатами первого курса. Поэтому повторимся в своем мнении: студенты выбрали творческую специальность осознанно, и это соразмерно с их потребностями в творческом развитии.

Последними были отмечены студентами обеих групп категории «Возможность выразить эмоциональность» и «Стремление к лидерству». Эти же категории отмечали студенты первого курса. По поводу мотива «Возможность выразить эмоциональность» предположения наши остаются прежними, следует добавить, однако, что студенты, возможно, принимают какой-либо вариант из списка мотивов за тождественный, поэтому отдают приоритет другой формулировке. Что касается мотива «Стремление к лидерству» выдвинем предположение, что учащиеся не считают возможным достижение неформального, а тем более формального лидерства за счет творческой деятельности. Подведя общие итоги анкетирования, мы видим, что «Стремление к творческим достижениям» у студентов первого и второго курсов – на первом месте, затем расположились «Стремление к развитию творческих способностей» и, соответственно, «Личная значимость творчества»; т.е. творчество остается одним из приоритетных для студентов архитектурной специальности.

Как показывают результаты научных исследований (Т.Г. Браже, Е.С. Громова, М.С. Кагана, М.С. Копосовой, В.Г. Рындак и др.), развитие творческого потенциала личности – это саморегулирующийся процесс; внутреннее необходимое движение человека, «самодвижение» личности от имеющихся творческих возможностей до высших уровней творческого развития. Процесс развития в этом смысле есть процесс усвоения студентом опыта через общение, обучение, детерминированную собственную творческую деятельность.

Поиски, направленные на повышение творческого потенциала студентов и овладение профессионального мастерства, продолжаются.

Литература

1.    Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического экспериментально-психологического исследования /В.В.Давыдов. - М. Педагогика, 1936.-239с.
2.    Ле Корбюзье. Творческий путь, 1970, с. 211


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >