Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Выражение авторского сознания





Выражение авторского сознания

Циклизация как форма выражения авторского сознания в лирике Л.А.Попова

Автор: Ефремова Е.М.

Целостная система мировосприятия авторского сознания народного поэта Якутии Л.А.Попова (1919-1990) раскрывается в цикле лирических стихотворений «Скупые строки» (цикл из 200 стихотворений). Они полностью вошли в последний сборник поэта, вышедший в 1989 г. под этим названием. П.В.Максимова правомерно относит это произведение к циклам поэтических миниатюр свободной формы: «Характерной особенностью циклов поэтических миниатюр свободной формы следует назвать «естественность» циклизации, что выражается в относительной самостоятельности каждого стихотворения при логической взаимной связи всех составных частей, объединенных образом лирического героя. Размышления о жизни поколения и сквозной мотив «преодоления итогов» выдвигает на первый план личность автора, обращающегося к читателям чаще всего непосредственно от своего имени» [1, 143]. Таким образом, лирическое «я» в цикле воспринимается как выражение концептуального образа автора.

Как отмечает П.В.Максимова, в нем «свободный объем (от 2 до 52 строк) и форма каждой части цикла, произвольная, стиховая и строфическая организация подчеркивают «разножанровый» состав цикла от образных сентенций до вполне самостоятельных стихотворений лирико-медитативного, философского, публицистического пафоса. Характерно и то, что каждое стихотворение имеет свое название» [1, 143].

«Скупые строки» начинаются со стихотворения «В моей избушке», где лирический герой, открывая дверь избы, открывает читателям свой мир:

Дверь избы нараспашку открыл, Все желающие пусть войдут. (Пер. наш) В этом случае «открытая дверь» выступает символической деталью, которая на имплицитном уровне воспринимается как своеобразное «введение» в цикл стихотворений, подготавливающее ее последовательное раскрытие. Гости же выступают «вестниками человечества, знаком настоящей творческой жизни»:

Супруга дорогая, приготовь еду, Разведем огонь, пусть гость согреется! Вместе с гостем в мою избу Пусть войдет народ, целый мир. (Пер. наш) В последующих стихотворениях выявляется основная мысль, сконцентрированная на раскрытие главной идеи цикла – «правила жизни» автора. Это не случайный подбор стихотворений, а объединенная единой мыслью авторская    концепция    на    жизнь.    М.Н.Дьячковская    подчеркивает,    что «Л.Попов с присущим ему мастерством сфокусировал в цикле основную тематику и проблематику своего творчества: «правила жизни», размышление о творческом кредо поэта, родине, человеке, его возрасте и времени, роли человека в истории и др. Этот цикл – одно из крупных последних произведений поэта, и в этом смысле его можно расценивать как подведение итогов творческого пути и своеобразное поэтическое завещание» [2, 225]. Цикл содержит в себе глубинный подтекст, философию и опыт, накопленный поэтом за много лет. Можно утверждать, что в ней спрессовано все, что было выражено поэтом в разные годы, в разных произведениях.
Через весь цикл проходят тематические линии, встречающиеся в целом в поэзии Л.Попова:

Объявление:

-    образ семейного очага как символ доброго и вечного завета предков:
«В моей избушке», «В твоей избушке», «В моем доме», «Когда откроешь
свою дверь», «Счастливый дом», «Старик и ребенок» и др.;
В мой дом не заходите с гостинцем,
В мой дом заходите с радостью! (Пер. наш)
(«В мой дом»)

-    размышления о творческой жизни, о поэзии: «Песня меня зовет»,
«Вставайте, вставайте!», «Один редактор» и др.;
В своих стихах я
Книгу жизни открываю.
Где бы я ни был,    
Где бы я ночевал
Со стихами
Вместе сплю. (Пер. наш)
(«Со стихами вместе сплю»)
-    размышления лирического героя о вечной ценности любви: «Мое сердце», «Приступ», «Опять про любовь» и др.;
-    философские интерпретации о смысле жизни, о судьбе, предназначении: «Побережем жизнь», «Твоя жизнь», «Длина жизни» и др.;
Я думаю, жизнь человека
 
Рождается от страдания:
Трудности должен преодолевать мужчина,
Для этого и рождается человек. (Пер. наш)
(«Жизнь человека»)
-    раздумья о счастье: «Счастье», «Счастье и несчастье», «Твое счастье»,
«Счастливый дом» и др.;
У счастья медлительная езда, У матушки земли она быстрая. (Пер. наш)
(«Счастье»)
-    размышления об одиночестве: «Счастливый и несчастный», «С людь
ми счастлив будешь», «Вместе с людьми» и др.;
Одно бревно
В печке не горит.
Ходишь один
Ничего не получается.
Становится двое
Все побеждаешь. (Пер. наш)
(«Один и двое»)
-    размышления о человеке: «Человек», «Знание человека», «Жаворонок
и человек», «Опять про человека» и др.;
Ты в молодости подобен буре,
С возрастом
Постепенно успокаиваешься.
В старости –
Замкнутый в себе философ. (Пер. наш)
(«Три проявления»)
-    интерпретации автора о характере человека: «Обманщик», «Легкий человек», «Забывчивый», «Народный человек», «Лежачую корову не поднимет», «Гневный человек», «Человек без совести» и др.;
-    притчи-миниатюры, навеянные народной мудростью: «Победи себя», «Совет», «Народная традиция», «Против иглы», «Посади дерево», «Остается имя» и др.;
Полярной звездой
Найди свой путь.
Пословицей
Пробей свой ум. (Пер. наш)
(«Пробей свой ум»)
-    образные размышления о возрасте человека: «Пусть скажут, быть мо
лодым», «Знаю, что постарел», «Старики», «Доживешь до ста лет», «Семиде
сятилетние» и др.;

В каждом стихотворении цикла выражается конкретное переживание, мысль, способная восприниматься в произвольном виде. Но в контексте цикла эти стихотворения воспринимаются как части целого, находящиеся друг с другом во взаимной логической взаимосвязи, представляющие в итоге выражение единого авторского сознания.
 
Таким образом, стремление автора создать целостную систему мировосприятия с помощью приемов циклизации позволяет рассматривать ее как открытое выражение авторской концепции. В цикле на первый план выдвигается личность автора, воплощается его целостный взгляд на мир, отражается специфика его творческого самовыражения.

Литература

1.    Максимова П.В. Жанровая типология якутской поэзии: Вопросы эволюции и классификации форм. Новосибирск: Наука, 2002.
2.    Дьячковская М.Н. Шестидесятые – семидесятые //Литература Якутии XX в. Историко-литературные очерки. Якутск: изд-во ИГИ АН РС (Я), 2005.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >